Бронеавтомобиль Улятовского — лёгкий пушечный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи. Разработан в 1916 году прапорщиком Улятовским при поддержке начальника Офицерской стрелковой школы генерал-майора Н. М. Филатова. В том же году силами мастерских школы был построен и испытан один бронеавтомобиль, использовавшийся Русской Императорской армией в боях Первой мировой войны. История создания
В начале 1915 года на поля сражений Первой мировой войны вышли русские тяжёлые пушечно-пулемётные бронеавтомобили «Гарфорд-Путилов». Грозные машины сразу же полюбились в войсках из-за своего мощного вооружения, и прежде всего — 76-мм противоштурмовой пушки образца 1910 года. Однако перегруженность ходовой части, которой пришлось расплатиться за за тяжёлое вооружение бронеавтомобиля, привела к тому, что проходимость и подвижность «Гарфордов» была откровенно скверной. Исправить возникшие проблемы на имевшемся шасси не представлялось возможным, вследствие чего создатель «Гарфордов», начальник Офицерской стрелковой школы генерал-майор Н. М. Филатов, занялся разработкой более лёгких и подвижных машин. Работы осени 1915 года привели к созданию весьма оригинальной трёхколёсной бронированной боевой машины, сочетавшую солидное вооружение (два 7,62-мм пулемёта «Максим» или одна 76,2-мм противоштурмовая пушка образца 1910 года) с весьма скромными массогабаритными характеристиками и неплохой подвижностью. Эти машины стали известны под именем «Трёхколёска».
Однако, в целом довольно удачные пулемётные бронеавтомобили в варианте с пушечным вооружением оказались перегружены. Тем временем лёгкие пушечные броневики остро требовались армии, и вскоре после испытаний «Трёхколесок» Филатов занялся работами в направлении лёгкой машины на четырёхколёсном шасси. Вскоре выяснилось, что в наличии уже имеется готовый проект прапорщика Улятовского, реализацию которого Филатов поддержал, и в середине 1916 года в мастерских Офицерской стрелковой школы был построен опытный броневик, причём ходовая часть для него, как и для «Трёхколёсок», была собрана из отдельных узлов разобранных или разбитых легковых автомобилей. Первоначальное вооружение составлял один пулемёт, который впоследствии заменили на короткоствольное орудие. Но масса бронеавтомобиля при этом возросла почти до трёх тонн, что повлекло за собой ухудшение динамических характеристик. Испытания бронеавтомобиля Улятовского прошли в середине 1916 года и не дали желаемых результатов, в результате чего от серийной постройки подобных машин отказались.
Описание конструкции
Визуально бронеавтомобиль Улятовского несколько напоминал бронеавтомобиль Ижорского завода, хотя габаритные размеры машины были куда меньше. Судя по фотографии, высота бронеавтомобиля не превышала 1700 мм. Бронеавтомобиль имел полностью закрытый бронекорпус. В носовой части располагалось моторное отделение с наклонным лобовым бронелистом, в котором размещался прямоугольный одностворчатый люк для доступа охлаждающего воздуха к радиатору. За моторным располагалось отделение управления, в котором размещался водитель бронеавтомобиля. Для наблюдения за дорогой он располагал крупным люком, закрывающимся в боевой обстановке откидной бронекрышкой со смотровыми щелями. В кормовой части корпуса находилось боевое отделение.
В первом варианте вооружение бронеавтомобиля составлял один 7,62-мм «Максим», смонтированный в кормовом бронелисте, причём в целях уменьшения высоты машины пулеметчик располагался в положении лёжа. Впоследствии вооружение было усилено посредством установки вместо пулемёта 57-мм «короткой пушкой образца 1913 года» (по другим данным, на броневик поставили всё ту же 76,2-мм противоштурмовую пушку). Масса бронеавтомобиля в пушечном варианте составила 2950 кг.
Ходовая часть бронеавтомобиля была собрана кустарным образом из элементов ходовых частей автомобилей, не подлежащих восстановлению. Колёсная формула — 4×2, на обоих мостах использовались односкатные спицованные колёса. Для повышения устойчивости машины при стрельбе на грунт мог опускаться сошник, аналогичный таковому у «Трёхколёсок» Филатова.
Служба и боевое применение
Данных о боевом применении бронеавтомобиля Улятовского пока найти не удалось. Возможно, что он использовался частями Русской Императорской армии в боях Первой мировой войны.
Оценка машины
За недостатком информации сложно сделать какие-либо точные выводы о характеристиках и возможной боевой эффективности бронеавтомобиля Улятовского. Однако, по имеющимся данным, бронеавтомобиль оказался перетяжелён и его ходовые характеристики не оправдали ожиданий. Впрочем, масса броневика в пулемётном варианте оставалась приемлемой, но с таким вооружением он по сути не был нужен, поскольку изначально создавался, как лёгкий пушечный бронеавтомобиль. Впрочем, небольшие метрические размеры в условиях реального боя были бы некоторым преимуществом.
Кроме того, не совсем понятно, как один человек в положении лёжа управлялся бы с орудием. В любом случае, скорострельность была бы невысокой. Классификация лёгкий пушечный/пулемётный бронеавтомобиль Боевая масса, т 2,95 Экипаж, чел. 2 История Производитель мастерские Офицерской стрелковой школы Годы производства 1916 Годы эксплуатации 1916 — после 1917 Количество выпущенных, шт. 1 Основные операторы Бронирование Тип брони Хромо-никелевая Лоб корпуса, мм/град. 6 Борт корпуса, мм/град. 6 Корма корпуса, мм/град. 6 Днище, мм 5 Крыша корпуса, мм 5 Вооружение Калибр и марка пушки 57-мм «короткая» пушка обр. 1913 Тип пушки нарезная Пулемёты 1 × 7,62-мм «Максим» (вместо пушки) Подвижность Колёсная формула 4×2 Тип подвески зависимая, на листовых рессорах
|