Бронированная разведывательно-дозорная машина(БРДМ) — советская боевая разведывательная машина 1950-х годов, по западной классификации также порой обозначается как бронеавтомобиль. Была создана в 1954—1956 годах в ОКБ ГАЗа для замены лёгкого бронетранспортёра БТР-40 в роли стандартной лёгкой разведывательной, штабной и связной машины Советской Армии. По сравнению со своим предшественником, БРДМ имела повышенную проходимость за счёт применения шасси с двумя дополнительными парами опускаемых колёс и амфибийной способности, а также больший запас хода.
Серийное производство БРДМ осуществлялось с 1957 по 1966 год, последние годы машина выпускалась параллельно с улучшенной БРДМ-2, созданной на её основе. Помимо основного варианта, БРДМ послужила базой для созданий ряда специализированных машин, прежде всего самоходных ПТРК; всего было выпущено около 10 000 машин всех типов. БРДМ использовалась советскими сухопутными, воздушно-десантными войсками и морской пехотой вплоть до конца 1970-х годов. БРДМ также активно поступала на экспорт, около 1500 единиц были поставлены по меньшей мере в 21 страну мира и хотя, по состоянию на 2010 год, в большинстве из этих государств они сняты с вооружения, некоторые страны продолжают использовать машины этого типа. История создания и серийного производства
Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-1 была разработана конструкторским бюро под руководством В. А. Дедкова и принята на вооружение приказом Министра обороны СССР от 10.01.1958 г. Она находилась в серийном производстве с 1957 г. по 1966 г.
Конструкция
БРДМ представляла собой плавающую колёсную двухосную с обеими ведущими осями закрытую машину, оборудованную устройством для преодоления окопов и траншей и системой централизованной подкачки шин.
В конструкции БРДМ были использованы принципиальная схема компоновки и основные агрегаты бронетранспортёра БТР-40. Установка двигателя в удлинённой передней части корпуса предусматривала спешивание членов экипажа через две кормовые двери, однако ухудшала обзорность с места водителя.
В отделении управления, расположенном в средней части корпуса, были размещены водитель и командир машины. Отделение силовой установки и отделение управления разделялось перегородкой. Боевое отделение занимало среднюю и кормовую часть корпуса. Пулемёт СГМБ устанавливался на кронштейне в передней части боевого отделения. Броневой герметичный корпус имел форму, обеспечивавшую минимальное сопротивление движению на плаву. Он сваривался из броневых листов толщиной 6 мм, 8 мм и 12 мм и являлся основанием для монтажа агрегатов и оборудования машины. Сверху к корпусу была приварена рубка, в крыше которой имелся люк с двумя откидными крышками для посадки и выхода водителя и командира. Верхний лобовой лист имел угол наклона 85 градусов.
На БРДМ устанавливался карбюраторный двигатель ГАЗ-40П. В состав механической трансмиссии входили однодисковое сцепление, 4-х ступенчатая коробка передач, 2-х ступенчатая раздаточная коробка, карданные передачи, главные передачи с коническими дифференциалами, от которых осуществлялся привод к ведущим колёсам.
Машина была оборудована дополнительными пневматическими колёсами, расположенными в средней части корпуса по два на каждом борту. Они выполнялись ведущими с механическим приводом от трансмиссии. Дополнительные колёса опускались и поднимались при преодолении окопов шириной до 1,2 м с помощью гидроподъёмников подобно шасси самолёта.
В кормовой части корпуса был установлен водомёт. Четырёхлопастной винт засасывал воду через приёмный патрубок, расположенный на днище и выбрасывал её через отверстие в кормовом листе корпуса. Во время движения по суше это отверстие закрывалось бронированной заслонкой. Задний ход на воде обеспечивается изменением направления вращения винта. Для управления машиной на плаву использовались водяные рули, смонтированные в трубе водомёта, и передние поворачивающиеся колёса машины. Привод к рулям был объединён с приводом управления колёсами. В случае выхода из строя водомёта машина могла двигаться за счёт вращения колёс при включении второй или третьей передачи. Для предотвращения заливания силового отделения через вентиляционные отверстия во время плавания на машине устанавливался волноотражательный щит. При передвижении по суше он устанавливался в нижнее положение для улучшения обзора и повышения защиты нижней части корпуса.
Пневматические шины основного движителя были подключены к системе регулирования давления воздуха. Подвеска состояла из четырёх продольных полуэллиптических рессор и 8 гидроамортизаторов. Самовытаскивание машины при застревании осуществлялось при помощи кабестана с длиной троса 50 м, смонтированного в передней части корпуса машины.
Машины на базе БРДМ
На базе БРДМ были созданы боевые машины противотанковых ракетных комплексов 9К14 «Малютка», 2К8 «Фаланга», 2К16 «Шмель» и машина химической разведки БРДМ-РХ.
Машина химической разведки БРДМ-РХ
Машина химической разведки БРДМ-РХ была создана в 1966 году на базе БРДМ, находилась на вооружении и в серийном производстве.
Экипаж машины состоял из командира, двух химиков-разведчиков и водителя. Машина была оснащена приборами химической и радиационной разведки: войсковым прибором химической разведки ВПХР, автоматическим газоанализатором, радиометром-рентгенметром ДП-5А, рентгенметром ДП-3Б, а также приспособлением для установки знаков ограждения и артиллерийским дегазационным комплектом АДК.
Для определения направления ветра предназначались 9 ручных дымовых гранат РДГ-2. В комплект специального оборудования также входили шесть 40-мм реактивных сигналов химической тревоги СХТ.
С принятием на вооружение БРДМ-2 это же специальное химическое оборудование было установлено на машине химической разведки, получившей наименование БРДМ-2РХ.
2П27 — боевая машина ПТРК 2К16 «Шмель».
2П32 — боевая машина ПТРК 2К8 «Фаланга».
9П110 — боевая машина ПТРК 9К14М «Малютка-М».
2П32М — боевая машина ПТРК 2К8 «Фаланга-М».
БРДМ-РХ — машина химической разведки.
Эксплуатация и боевое применение
По непроверенным сведениям, расконсервированные БРДМ-1 применялись федеральными войсками в первую и вторую чеченские компании Классификация боевая разведывательная машина / бронеавтомобиль Боевая масса, т 5,6 Компоновочная схема силовое отделение в лобовой части машины, объединённое боевое и управления — в кормовой Экипаж, чел. 2 Десант, чел. 3 История Производитель ГАЗ Годы производства 1957—1966 Годы эксплуатации с 1958 Количество выпущенных, шт. около 10 000, включая машины на базе Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 5700 Ширина корпуса, мм 2250 Высота, мм 1900 по крыше, 2295 по пулемёту База, мм 2800 Колея, мм 1650 Клиренс, мм 315 Бронирование Тип брони стальная катаная Лоб корпуса, мм/град. 7—11 Борт корпуса, мм/град. 7 Корма корпуса, мм/град. 7 Днище, мм 4 Крыша корпуса, мм 5 Лоб рубки, мм/град. 11 Борт рубки, мм/град. 7 Корма рубки, мм/град. 7 Крыша рубки, мм/град. 5 Вооружение Пулемёты 1 × 7,62-мм СГМБ обр. 1949 г. Подвижность Тип двигателя ГАЗ-40П
Мощность двигателя, л. с. 85—90 Скорость по шоссе, км/ч 80 Скорость по пересечённой местности, км/ч 25—30 по грунтовой дороге 9 на плаву Запас хода по шоссе, км 500 Запас хода по пересечённой местности, км 85 на плаву Удельная мощность, л. с./т 15,2—16,1 Колёсная формула 4×4 + 4×4 Тип подвески независимая на листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами Удельное давление на грунт, кг/см² регулируемое, 0,5—3,0 Преодолеваемый подъём, град. 42 Преодолеваемая стенка, м 0,4 Преодолеваемый ров, м 1,22 Преодолеваемый брод, м плавает
|