Аэросани Гроховского (вверху) Боевые аэросани Гроховского (танк-аэросани) — советский проект полностью бронированных трёхлыжных аэросаней с пушечным вооружением, разработанный в межвоенный период. История создания
В 1930-х ОКБ ВВС РККА (в 1934 году преобразованным в Экспериментальный институт Главного управления авиационной промышленности по работам РККА) под руководством советского авиаконструктора и изобретателя Павла Игнатьевича Гроховского был разработан оригинальный проект двухместных полностью бронированных аэросаней с винтомоторной установкой в броневом корпусе. Проект развития не получил и в металле реализован не был.
Описание конструкции
Машина имела компоновку с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части корпуса, боевого отделения — в средней, а отделения управления — в носовой. Экипаж состоял из двух человек — механика-водителя и командира, выполнявшего также функции наводчика орудия и заряжающего.
Броневой корпус и башня
Броневой корпус, защищающий машину полностью, изготовлялся из катаных броневых листов и собирался при помощи болтов и клёпки. Носовая часть корпуса имела близкую к усечённой пирамиде форму, подобно танкам серии БТ. В задней части находился броневой кожух винтомоторной установки, заметно выступавший над крышей корпуса. В передней части кожуха располагался прикрывавшийся вертикальными броневыми створками воздухозаборник, а по бортам в сужающейся кормовой части корпуса — прикрывавшиеся аналогичным образом два прямоугольных отверстия для выброса воздуха.
Башня использовалась стандартная от лёгкого танка БТ-2.
Вооружение
Вооружение размещалось в башне и состояло из стандартной 37-мм танковой пушки Б-3 (5К) и 7,62-мм танкового пулемёта ДТ-29 в шаровой установке справа от неё. Прицеливание осуществлялось через телескопический оптический прицел.
Средства наблюдения и связи
Механик-водитель осуществлял наблюдение через смотровые щели в лобовом бронелисте, командир — через прицел.
Ходовая часть
Ходовая часть машины — аэросанная, трёхлыжная, с одной лыжей в передней части корпуса и двумя — в задней. Классификация Боевые аэросани Компоновочная схема Моторно-трансмиссионное отделение сзади, отделение управления спереди, боевое отделение в середине Экипаж, чел. 2 История Производитель ОКБ ВВС РККА/ Экспериментальный институт Главного управления авиационной промышленности по работам РККА Количество выпущенных, шт. не выпускались Основные операторы Бронирование Тип брони стальная катаная Лоб башни, мм/град. 13/0 Маска орудия, мм/град. 13/0 Борт башни, мм/град. 13/0 Корма башни, мм/град. 13/0 Крыша рубки, мм/град. 13/0 Вооружение Калибр и марка пушки 37-мм Б-3 (5К) Длина ствола, калибров 45 Углы ВН, град. −8…+25 Углы ГН, град. ≈270 Дальность стрельбы, км 2 Прицелы телескопический оптический Пулемёты 1 × 7,62-мм ДТ-29
|