
Опыт ведения боевых действий в Афганистане показал необходимость наличия машин минного траления в бронетанковых подразделениях. Первоначально в машины минного траления переделывали старые Т-54 и Т-55 с поврежденным оружием. Потом стали снимать из них уже не нужные башни. А от осколков и пуль снайперов стали устанавливать сверху «курятник» из тонкой брони. Позже Министерством обороны СССР было выдано техническое задание на разработку подобной машины. Машина получила обозначение БМР (бронированная машина разминирования). Разработка была поручена 482-му конструкторско-технологическому центру в Киеве. Автором проекта стал Хлестин А.П. В конце 1986 года машина была принята на вооружение и начала поставляться в советские войска в Афганистане.
Броневой корпус и башня
БМР-1 была разработана на базе самоходной артиллерийской установки СУ-122-54. Бронирование осталось на уровне базовой машины, за исключением днища, броня которого под обитаемым отсеком была значительной усилена. На крыше рубки устанавливалась башенка с вооружением, заимствованная с бронетранспортёра БТР-60ПБ. Вокруг башенки устанавливались дополнительные броневые листы для усиления защиты.
Вооружение
В качестве основного вооружения использовался 14,5-мм зенитный пулемёт КПВТ. Возимый боекомплект составлял 600 патронов. С основным пулемётом был спарен 7,62-мм пулемёт ПКТ с боекомплектом в 200 патронов.
Двигатель и трансмиссия
Двигатель и трансмиссия машины были полностью заимствованы от СУ-122-54.
Ходовая часть
Ходовая часть БМР-1 полностью аналогична самоходной артиллерийской установке СУ-122-54.
Специальное оборудование
Для траления мин перед машиной закреплялись два минных трала КМТ-5М, разработанных в Челябинском СКБ-200. Для маскировки на поле боя в маше была установлена термо-дымовая аппаратура. Оценка машины
БМР-1 успешно применялась Советской армией в Афганистане. Благодаря применению БМР-1 были существенно повышены скорости передвижений бронетанковых колонн, а также снижены потери техники, подрывающейся на минах. Кроме того, удачная конструкция машины заинтересовала не только бронетанковые войска, также БМР-1 использовалась в тыловых батальонах пехоты. Классификация Бронированная машина разминирования Боевая масса, т 36,5 Экипаж, чел. 3 История Производитель Годы разработки 1980 Годы производства с 1980 Годы эксплуатации с 1980 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 6000 Ширина корпуса, мм 3270 База, мм 3840 Колея, мм 2640 Клиренс, мм 425..440 Бронирование Тип брони стальная катаная и литая гомогенная Лоб корпуса, мм/град. 100 Лоб корпуса (низ), мм/град. 80 / 55° Борт корпуса, мм/град. 85 / 0° Корма корпуса, мм/град. 45 Корма корпуса (верх), мм/град. 45 / 60° Корма корпуса (середина), мм/град. 45 / 17° Корма корпуса (низ), мм/град. 30 / 70° Крыша корпуса, мм 20 Лоб рубки, мм/град. 100 / 51° Борт рубки, мм/град. 80 / 26° Корма рубки, мм/град. 30 / 20° Крыша рубки, мм/град. 20 Вооружение Пулемёты 1 х 14,5 КПВТ 1 х 7,62 ПКТ Подвижность Тип двигателя В-54
Мощность двигателя, л. с. 520 Скорость по пересечённой местности, км/ч 30..35 Запас хода по шоссе, км 250..300 Тип подвески индивидуальная торсионная
|