БМП-1 (Боевая Mашина Пехоты-1) — первая советская серийная боевая бронированная водоплавающая гусеничная машина, предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя и совместных действий с танками в бою, место машины в строю — в 50-ти метрах позади пехотинцев. Была разработана в ГСКБ-2 (главном специальном конструкторском бюро-2) на Челябинском тракторном заводе им. В. И. Ленина для замены БТР-50П. Боевая машина принята на вооружение Советской Армии в 1966 году. Серийно выпускалась с 1966 по 1979 год.
Для успешного преодолевания водных преград в БМП-1 были установлены полые металические катки, увеличивающие плавучесть. Машина не имела водомёта, поэтому для увеличения скорости на плаву, на задних крыльях, над гусеницами, установили специальные решётки перенаправляющие поток воды с гусениц не вверх, а назад. А спереди гусениц, формой корпуса поток направлялся вниз, что приподнимало нос машины над водой.
БМП-1 получила принципильно новую конструкцию гусениц, в которой движущиеся части не перекрывали друг друга, как в танковой, что увеличило ресурс металла и резиновых уплотнителей до 8000 км.
Двигательная установка была создана на базе очень удачного 12-цилиндрового дизеля «В-2», являвшегося базовым агрегатом для многих гражданских и военных изделий ЧТЗ и ГСКБ-2. Начальником КБ моторных установок и автором многих изобретений для двигателя «БМП-1» был В. Д. Чудаков. Главным конструктором являлся П. П. Исаков
Впоследствии чертежи и прочая документация были переданы на Курганский машиностроительный завод, где впоследствии выпускалась и «БМП-2». Защита и вооружение
Вооружение БМП-1 включает 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 «Гром», спаренный пулемёт 7,62-мм ПКТ и противотанковый управляемый ракетный комплекс 9М14М «Малютка», также в десантном отделении крепится и перевозится Зенитно-ракетный комплекс 9К32 «Стрела-2». Бронекорпус БМП-1 сварной, выполнен из стальной катаной брони высокой твердости. В верхней лобовой части расположен большой люк, закрывающейся откидывающимся ребристым бронелистом из алюминиевого сплава, обеспечивающий доступ к двигателю. Башня конической формы. Для защиты от проникающего излучения ядерного взрыва используется противорадиационный подбой. Из-за малого подъёма ствола в Афганистане экипажи сами укрепляли на башне АГС-17 «Пламя», что улучшало боевые свойства машины в горных условиях. Бронирование
Требованиями ТТЗ предусматривалось обеспечение защиты машины от 23 мм бронебойных снарядов с передних направлений обстрела на дальности 500 метров, и защита кругом от 7,62 мм бронебойных пуль на дальности 75 метров. Расположенные под большими углами наклона листы лобовой брони корпуса БМП-1 выдерживают поражение осколками снарядов полевой артиллерии, бронебойными пулями стрелкового оружия и крупнокалиберных 12,7 мм пулеметов, последние в секторе обстрела 60 градусов с нулевой дальности. В большинстве случаев лобовая броня не пробивается боеприпасами 20 мм автоматической пушки «Эрликон» (ранее HS-820) на дальностях более 100 метров. Однако качество брони существенным образом зависит от страны ее происхождения. Бортовая, кормовая броня и крыша корпуса и башни обеспечивают защиту машины от 7,62 мм пуль стрелкового оружия с нулевой дальности и от легких осколков артиллерийских снарядов, но не защищают от огня 12,7 мм пулемета с близкой дистанции, и от тяжелых снарядных осколков. Полигонные испытания, тем не менее, показали, что кормовые двери, топливные баки которых заполнены песком, выдерживают поражения штатными 12,7 мм пулями. В ходе боевых действий в Афганистане и Чечне при стрельбе из пулеметов общего назначения (ПКТ, М-60) на малых дальностях порядка 30-50 м 7,62 мм бронебойные пули в некоторых случаях пробивали кормовые двери и крышки люков БМП-1.
Критика
На протяжении длительного периода эксплуатации БМП-1 и БМП-2 неоднократно появлялись новые «угрозы» защите машины. Так в конце 1970-х годов, после принятия на вооружение НАТО новых боеприпасов 20х139 мм к пушкам «Испано-Сюиза» HS 820, «Рейнметалл» RH 202 и M 693 (F2) с бронебойными подкалиберными снарядами типа APDS — DM 63 (ФРГ) и OPTSOC (Франция) у сухопутных войск этих государств появилась возможность поражать БМП-1 в лобовой проекции с дальностей 800—1000 м. Боеприпасы к пушке М242 «Бушмастер» основной БМП США М2 «Бредли», принятой в 1982 г, изначально проектировались из расчета поражения бронезащиты БМП-1, с обеспечением бронепробития 28 мм/60град/1500 м. Во время Первой войны в Персидском заливе броневая защита машин БМП-1 и БМП-2 оказалась уязвимой к бронебойным подкалиберным снарядам 25-мм автоматической пушки. Согласно данным испытаний, проведенных в США, броня БМП-1 и БМП-2 поражается бронебойным подкалиберным снарядом (БПС) М791 25-мм пушки «Бушмастер» на дальностях 1500—2000 м. Вместе с тем какой-либо масштабной модернизации машин в планах повышения их защищенности за прошедшие десятилетия так и не последовало.
Классификация боевая машина пехоты Боевая масса, т 13,0 Компоновочная схема моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое посередине, десантное сзади Экипаж, чел. 3 Десант, чел. 8 История Годы производства 1966—1988 Годы эксплуатации с 1966 Количество выпущенных, шт. более 20 000 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 6735 Ширина корпуса, мм 2940 Высота, мм 2068 (по броневому колпаку) 1924 (по крыше башни) База, мм 3660 Колея, мм 2550 Клиренс, мм 370 Бронирование Тип брони стальная катаная броня Лоб корпуса (верх), мм/град. 7 мм/80° Лоб корпуса (низ), мм/град. 19 мм/57° Борт корпуса (верх), мм/град. 16 мм/14° Борт корпуса (низ), мм/град. 18 мм/0° Корма корпуса (верх), мм/град. 16 мм/19° Крыша корпуса, мм 6 Лоб башни, мм/град. 23 мм/42° Маска орудия, мм/град. 26-33 мм Борт башни, мм/град. 19 мм/36° Корма башни, мм/град. 13 мм/30° Крыша башни, мм 6 мм Вооружение Калибр и марка пушки 73-мм 2А28 «Гром» Тип пушки гладкоствольный полуавтоматический гранатомёт Длина ствола, калибров 29 Боекомплект пушки 40 Углы ВН, град. −4…+30 Углы ГН, град. 360 Дальность стрельбы, км до 1,3 (прицельная) Прицелы перископический дневной / пассивный ночной 1ПН22М1 Пулемёты 1 × 7,62-мм ПКТ Другое вооружение ПУ ПТУР 9М14М «Малютка» Подвижность Тип двигателя УТД-20
Мощность двигателя, л. с. 300 Скорость по шоссе, км/ч 65 Скорость по пересечённой местности, км/ч 40—45 по грунтовой дороге 7 на плаву Запас хода по шоссе, км 550—600 Удельная мощность, л. с./т 21,5—23,1 Тип подвески индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического двустороннего действия Удельное давление на грунт, кг/см² 0,602—0,614 Преодолеваемый подъём, град. 35 Преодолеваемая стенка, м 0,7 Преодолеваемый ров, м 2,5 Преодолеваемый брод, м плавает
|