В 1937-1938 годах заводом ДРО города Выкса по заказу санитарного управления РККА был разработан проект «бронированного мото-медицинского пункта для мехчастей РККА» (фактически — санитарного бронетранспортёра) на базе серийного трёхосного грузового автомобиля ГАЗ-ААА, получивший обозначение БА-22. Опытный образец бронетранспортёра был построен заводом в сентябре 1938 года. Вскоре был выполнен заводской пробег протяжённостью в 331 км, по результатом которого были выявлены недостатки машины, после устранения которых она была отправлена для на НИБТ полигон для дальнейших испытаний, проходивших с 15 мая по 23 июня 1939 года. Машина показала неудовлетворительные результаты испытаний и не была принята на вооружение, дальнейшие работы по ней были прекращены, а опытный образец был передан в научно-исследовательский санитарный институт РККА.
Описание конструкции
Созданная на базе шасси грузового автомобиля ГАЗ-ААА машина имела капотную переднемоторную, заднеприводную автомобильную компоновку; моторно-трансмиссионное отделение размещалось в носовой части корпуса, отделение управления — в средней, а десантного отделения — в кормовой части. Экипаж состоял из двух человек (механика-водителя и командира), в десантном отделении могли размещаться 4 раненых на подвесных носилках, либо 10 человек десанта с полным снаряжением или 12 в летнем обмундировании (в случае размещения десанта носилки заменялись на две скамейки, устанавливавшиеся вдоль бортов). Погрузка и выгрузка десанта или раненых осуществлялась через двустворчатые двери крупного размера в кормовой части, экипажа — через боковые двери отделения управления.
Броневой корпус и рубка
Броневой корпус — сварной, изготовлявшийся из катаных стальных броневых листов толщиной 6 мм, коробчатой формы с большим углом наклона лобовых бронелистов. Носовая часть бронекорпуса имела ступенчатую форму имела ступенчатую форму и состояла из верхнего листа, образовывавшего лоб отделения управления, среднего листа, установленного под близким к горизонтали углом и образовывавшего крышу моторно-трансмиссионного отделения, а также установленного под небольшим углом и образовывавшего лоб моторно-трансмиссионного отделения нижнего листа. Рубка отделения управления плавно переходила в десантное отделение.
Вооружение
У машины отсутствовали как собственное вооружение, так и амбразуры для ведения стрельбы из личного оружия десантом.
Средства наблюдения и связи
Наблюдение осуществлялось через смотровые люки со смотровыми щелями в лобовом и бортовых броневых листах отделения управления.
Средства связи, по разным данным, отсутствовали или состояли из стандартной радиостанции 71-ТК.
Двигатель и трансмиссия
На опытной машине использовался карбюраторный 4-цилиндровый рядный жидкостного охлаждения двигатель ГАЗ-АА мощностью 40 л. с. Для серийных машин предполагалось использование двигателя М-1 мощностью 50 л. с., оснащённым карбюратором «Зенит» с экономайзером. Топливные баки ёмкостью 109 л обеспечивали запас хода по шоссе в 250 км, а по пересечённой местности — около 200 км.
Трансмиссия — механическая, включавшая в себя однодисковое сцепление, четырёхступенчатую механическую коробку переключения передач с демультипликатором, а также конические дифференциалы и червячные главные передачи промежуточного и заднего мостов. Ходовая часть
Ходовая часть — колёсная, с колёсной формулой 6×4. Колёса оснащались пуленепробиваемыми шинами ГК.
Подвеска машины — зависимая на полуэллиптических листовых рессорах с реактивными штангами. Передний мост подвешивался на поперечной рессоре, сблокированные промежуточный и задний ведущие мосты — на продольных рессорах.
Для повышения проходимости на ведущие колёса могли надеваться быстросъёмные гусеничные ленты типа «Оверолл», в походном положении хранившиеся на крыльях.
Электрооборудование
Электропроводка машины выполнялась по однопроводной схеме, вторым проводом служил броневой корпус. Источниками электроэнергии были генератор ГМ-71 мощностью 100 Вт и аккумуляторная батарея 3 СТП-80 ёмкостью 80 А·ч, напряжение бортовой сети составляло 6 В. Потребители электроэнергии включали в себя освещение машины, наружный звуковой сигнал, радиостанцию и электрику моторной группы. Оценка машины
В результате испытаний на НИБТ полигоне военной комиссией было сделано следующее заключение по машине: представленный на испытание опытный образец БА-22 не доработан и не может быть принят на снабжение РККА по следующим причинам:
1. Мала мощность двигателя. 2. Высота броневого корпуса не удовлетворяет требованиям маскировки. 3. Малы угол наклона и толщина брони. 4. Пулестойкость корпуса не пригодна — защищает только от простых пуль. 5. Люки и двери корпуса не герметичны. 6. Внутреннее оборудование корпуса не удовлетворяет санитарно-гигиеническим требованиям в отношении чистоты и удобств.
Интересные факты
Машина фактически является первым советским колёсным бронетранспортёром. Классификация санитарно-транспортный бронеавтомобиль/ бронетранспортёр Боевая масса, т 5,241 Компоновочная схема моторно-трансмиссионное отделение спереди, отделение управления в середине, десантное отделение сзади Экипаж, чел. 2 Десант, чел. 10 (с полным снаряжением)/ 12 (в летнем обмундировании) /4 (носилочные больные) История Производитель Выксунский завод ДРО Годы производства 1938 Годы эксплуатации 1938—1939 Количество выпущенных, шт. 1 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 6100 Ширина корпуса, мм 1980 Высота, мм 2880 Клиренс, мм 240 Бронирование Тип брони стальная катаная Лоб корпуса (верх), мм/град. 6/≈30 Лоб корпуса (середина), мм/град. 6/≈90 Лоб корпуса (низ), мм/град. 6/≈10 Борт корпуса, мм/град. 6 Корма корпуса, мм/град. 6 Днище, мм 6 Крыша корпуса, мм 6 Подвижность Тип двигателя карбюраторный 4-цилиндровый рядный жидкостного охлаждения ГАЗ-АА Мощность двигателя, л. с. 40 Скорость по шоссе, км/ч 41,4 Скорость по пересечённой местности, км/ч 12,4 Запас хода по шоссе, км 250 Запас хода по пересечённой местности, км 200 Колёсная формула 6 × 4 Тип подвески зависимая, на листовых рессорах Удельное давление на грунт, кг/см² 3,68 Преодолеваемый подъём, град. 24 Преодолеваемый ров, м 2,2 Преодолеваемый брод, м 0,6
|