АСУ-76 (Объект 570) — опытная советская авиадесантная самоходная артиллерийская установка (САУ), лёгкая по массе. АСУ-76 стала первым советским образцом бронетехники, специально разработанным для вооружения ВДВ. Разработка АСУ-76 началась в октябре 1946 года. Первый прототип этой САУ был закончен в декабре 1947 года, а в 1948—1949 годах она успешно прошла испытания и 17 декабря 1949 года была принята на вооружение, однако, в серийное производство так и не поступила. Все работы по ней были приостановлены в 1953 году, и в связи с принятием на вооружение и серийным производством АСУ-57 и АСУ-85, возобновлены так и не были. Всего было изготовлено лишь семь АСУ-76 в двух модификациях. История создания
В июне 1946 года научно-технический комитет ГБТУ выдал задание Заводу №340 на доработку опытной облегчённой самоходной установки ОСУ-76. Проекту было присвоено обозначение АСУ-76.
С 7 июня по 28 июля 1948 года были проведены испытания первого опытного образца АСУ-76 на полигоне в г. Кубинка. Второй образец проходил испытания в Ленинграде с 11 июня по 5 июля 1948 года. Оба образца выдержали испытания. По результатам испытаний ГРАУ был предложен ряд конструктивных доработок в конструкции пушки.
С 1 июля по 1 сентября 1949 года четыре САУ с доработанными пушками прошли государственные испытания. По результатам испытаний комиссия рекомендовала АСУ-76 к принятию на вооружение. 17 декабря 1949 года АСУ-76 постановлением № 5560-2153 была принята на вооружение, однако серийно не производилась. Броневой корпус и башня
Корпус АСУ-76 состоял из броневых листов толщиной от 6 до 13 мм и обеспечивал экипажу защиту от осколков и пуль. В открытой рубке устанавливалась пушка.
Вооружение
Основным вооружением являлась 76-мм нарезная пушка с боекомплектом в 30 выстрелов. В качестве дополнительного вооружения использовался ручной пулемёт РП-46.
Двигатель и трансмиссия
Карбюраторный двигатель ГАЗ-51Е и четырёх ступенчатая коробка передач расположены в кормовой части с правой стороны. остальные узлы размещены в передней части.
Ходовая часть
Подвеска использовалась индивидуальная торсионная. На передних узлах подвески были установлены гидравлические поршневые амортизаторы. На каждом борту имелось по четыре обрезиненных и по два поддерживающих катка. Последний каток выполнял роль направляющего, благодаря этому обеспечивалась необходимая для хорошей проходимости длина опорной поверхности.
Модификации АСУ-76 (Объект 570) — базовая версия, изготовлено 4 опытных образца и два предсерийных АСУ-76П (Объект 571) — плавающий вариант, отличавшися увеличенной на 400 кг массой. Изготовлен 1 экземпляр в 1949 году
Сохранившиеся экземпляры
На данный момент (2010 год) один из сохранившихся экземпляров находится в Танковом музее в городе Кубинка.
Классификация авиадесантная САУ Боевая масса, т 5,8 Компоновочная схема трансмиссионное отделение спереди, совмещённое боевое, управления и моторное — сзади Экипаж, чел. 3 История Производитель Годы разработки 1946—1953 Годы производства 1947—1950 Количество выпущенных, шт. 7 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 3900 Длина с пушкой вперёд, мм 4670 Ширина корпуса, мм 2340 Высота, мм 1600 База, мм 2300 Клиренс, мм 278..300 Бронирование Тип брони стальная катаная Лоб корпуса, мм/град. 6-8 Лоб корпуса (верх), мм/град. 8 / 38° — 13 / 45° Лоб корпуса (низ), мм/град. 6—8 / 38° Борт корпуса, мм/град. 6 / 20° Борт корпуса (низ), мм/град. 6 / 0° Корма корпуса, мм/град. 4 / 0° Днище, мм 6 Лоб рубки, мм/град. 8-13 Крыша рубки, мм/град. открытая Вооружение Калибр и марка пушки 76,2-мм ЛБ-76С Тип пушки нарезная пушка Длина ствола, калибров 46,1 Боекомплект пушки 30 Углы ВН, град. −5…+12 Углы ГН, град. ±9 Дальность стрельбы, км до 12,1 Прицелы телескопический ОП-2-66 Пулемёты 1 × 7,62-мм РП-46 Подвижность Тип двигателя ГАЗ-41Е
Мощность двигателя, л. с. 78 Скорость по шоссе, км/ч 45 Скорость по пересечённой местности, км/ч 17—21 Запас хода по шоссе, км 220—250 Удельная мощность, л. с./т 13,4 Тип подвески индивидуальная торсионная Удельное давление на грунт, кг/см² 0,46 Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемый брод, м 0,65
|