АСУ-57 (Объект 572) — советская лёгкая авиадесантная самоходная артиллерийская установка класса противотанковых САУ. Разработана в 1948—1950 годах для вооружения Воздушно-десантных войск, принята на вооружение в 1951 году. Серийно производилась на Мытищинском машиностроительном заводе с 1951 по 1962 год. История
Разработана в 1948 году в ОКБ-40 на «Мытищинском машиностроительном заводе» под руководством Астрова Н.А..
Предварительные испытания АСУ-57 прошла в апреле 1949 года, а государственные — в июне 1949 года. В 1951 году на «Мытищинском машиностроительном заводе» было организовано серийное производство АСУ-57. Разработка была отмечена Государственной премией СССР.
Впервые АСУ-57 была продемонстрирована 1 мая 1957 года, на военном параде на Красной площади в Москве.
Броневой корпус и башня
Корпус состоял из стальных и алюминиевых броневых листов и обеспечивал противопульное бронирование. Носовая часть корпуса состояла из двух броневых листов, которые были сварены друг с другом и с бортами корпуса. Передняя часть днища была прикреплена к нижнему листу. Борта корпуса представляли собой вертикально расположенные листы, привареные к нишам подвески, лобовым щитам и бортовым нишам. Днище корпуса состояло из дюралюминиевого листа, который был соединён заклёпками с нишами подвески и лобовым листом. Кормовой дюралюминиевый лист крепился заклёпками к бортам и днищу корпуса. Верхние части бортовых и лобового листа откидывались. Аккумуляторы, часть боекомплекта и ЗИП находились в нишах боевого отделения, расположенных на надгусеничных полках.
АСУ-57 относилась к типу полузакрытых установок. Моторно-трансмиссионное отделение находилось в передней части корпуса. Поперёк корпуса в МТО был расположен двигатель. Боевое отделение было совмещено с отделением управления и находилось в корме. В боевом отделении была размещена 57-мм пушка Ч-51.
Вооружение
В качестве основного вооружения использовалась длинноствольная 57-мм пушка Ч-51. Ствол пушки — моноблок. Оснащён двухкамерным дульным тормозом и эжектором. Затвор был вертикально-клиновым полуавтоматического копирного типа и корытообразной люлькой. За люлькой находились направляющие для захватов ствола.
Средства наблюдения и связи
Для стрельбы с закрытых позиций применялась артиллерийская панорама, при стрельбе прямой наводкой использовался оптический прицел ОП2-50 с подсветкой шкал при плохой видимости и ночью.
Для связи экипажа, машина была оснащена переговорным устройством ТПУ-47 на три абонента, радиостанцией 10-РТ-12 (с 1961 года заменены на Р-120 и Р-113). Радиостанция находилась в боевом отделении перед сиденьем командира и работала со штыревой антенной высотой от 1 до 4 метров. Максимальная дальность связи составляла 20 км.
Двигатель и трансмиссия
Двигатель М20-Е аналогичен устанавливаемому на автомобиль ГАЗ-69. Сам двигатель, бортовые фрикционы с ленточными тормозами и коробка передач образуют единый блок, который опирается на четыре эластичные опоры. Конструкция бортовых передач представляет простой редуктор.
Модификации
АСУ-57П
В 1954 году в ОКБ-40 под руководством Астрова Н.А. была создана модифицированная версия АСУ-57 доп индексом АСУ-57П («Объект 574»).
Силовая установка отличалась наличием коробки отбора мощности с приводом на гребной винт. Гребной винт был размещён в нише днища. В первоначальном варианте в качестве водного движителя предполагалось использовать вариант, опробованный на лёгком танке. Два гребных винта от направляющих колёс. Такой вариант обеспечивал превосходную манёвренность на плаву, но гусеницы при этом продолжали работать, а при выходе на берег, при работе двигателя на пониженной передаче, ощущалась нехватка тяги. Более эффективной оказалась схема, использованная на лёгком танке Т-40.
В систему охлаждения двигателя был добавлен теплообменник, для отвода тепла во время движения на плаву от охлаждающей жидкости в забортную воду, которая нагнеталась гребным винтом.
В качестве основного орудия была использована пушка Ч-51П, представляющая собой модификацию пушки Ч-51М.
Несмотря на улучшения конструкции, АСУ-57П не была принята. Основными причинам стало сильное снижение защиты и уже начавшиеся испытания новой, более мощной системы АСУ-85.
АСУ-57П
Командно-штабная машина.
Сохранившиеся экземпляры
Один из сохранившихся экземпляров находится в Центральном музее ВС в г. Москва. Классификация противотанковая САУ Боевая масса, т 3,35 Компоновочная схема моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое и управления сзади Экипаж, чел. 3 История Производитель Годы производства 1951—1962 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 3480 Длина с пушкой вперёд, мм 4995 Ширина корпуса, мм 2086 Высота, мм 1460 База, мм 2300 Клиренс, мм 300 Бронирование Тип брони стальная и алюминиевая катаная Лоб корпуса, мм/град. 4..6 Борт корпуса, мм/град. 4 Корма корпуса, мм/град. 5 Лоб рубки, мм/град. 4..6 Вооружение Калибр и марка пушки 57-мм Ч-51М Тип пушки нарезная пушка Длина ствола, калибров 80,5 Боекомплект пушки 30 Углы ВН, град. −5..+12 Углы ГН, град. -8..+8 Дальность стрельбы, км до 6 Прицелы телескопический ОП2-50 Пулемёты 1 х 7,62-мм СГМТ Подвижность Тип двигателя М-20Е
Мощность двигателя, л. с. 50 Скорость по шоссе, км/ч 45 Скорость по пересечённой местности, км/ч по грунту 25 Запас хода по шоссе, км 250 Удельная мощность, л. с./т 15,6 Тип подвески индивидуальная торсионная Удельное давление на грунт, кг/см² 0,35 Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стенка, м 0,7 Преодолеваемый ров, м 1,4 Преодолеваемый брод, м 0,5
|