«Ахзарит» (ивр. אכזרית — «жестокая») — израильский тяжёлый гусеничный бронетранспортёр на базе трофейных танков Т-54 и Т-55, захваченных у арабских стран. Производится Службой вооружений армии обороны Израиля. В БТР переоборудовано от 400 до 500 танков. История создания
Сложившаяся в Израиле ситуация с регулярными перебоями в снабжении государства оборонной техникой приучила израильских оборонщиков к бережному использованию существующего устаревшего оборудования. Многие образцы бронетехники были многократно модернизированы, а когда дальнейшая модернизация становилась невозможна, переоборудованы в другие разновидности бронетехники. Не остались без дела и многие трофейные машины, захваченные во многочисленных конфликтах, в том числе и сотни захваченных Т-54/55, которые были переделаны в танк ТИ-67. Имея ограниченные людские ресурсы, Израиль создал серию тяжёлых танков «Меркава», которые имеют необычную переднемоторную компоновку с кормовым люком, позволяющим более безопасную выгрузку экипажа в случае попадания под огонь неприятеля. Во время Израильско-ливанского конфликта в 1982 эти танки (со снятыми стеллажами) были использованы в качестве БТР, что подтвердило ценность подобной техники с её устойчивостью к поражению средствами противотанкового оружия с кумулятивным боеприпасом. После продолжительных испытаний тяжёлых БТР, сделанных из переоборудованных корпусов различных танков, таких как британский «Центурион» и «Меркава», «Ахзарит» был принят на вооружение армией обороны Израиля и запущен в производство в 1988 году. Описание конструкции
Корпус «Ахзарита» основан на полностью переделанном шасси танка T-54/55 по следующей программе. Со старых трофейных Т-54/55 снята башня. Корпус изменён добавлением помещения для пехотного десанта и установкой кормовой бронедвери. Броневая защита усилена накладными перфорированными стальными листами с карбоновыми волокнами. Существовавший на T-54/55 советский дизельный двигатель заменён более компактным и мощным дизельным двигателем, что освободило место между правым бортом танка и двигателем для коридора к кормовой двери. Уникальная конструкция кормовой двери увеличивает её высоту за счёт подъёма части крыши при открытии двери, и таким образом позволяет спешивание десанта «с разбегу» (а не ползком), и даже без остановки машины. Кроме того, приоткрытая дверь образует амбразуру для наблюдения и обстрела «мёртвой зоны» за машиной. Прочие внутренние системы были также модернизированы. По корпусу установлена реактивная броня. Вместо пушки установлен 7,62-мм пулемёт FN MAG на турельной установке,выпускаемый по лицензии, который управляется дистанционно, что снижает риск его использования для экипажа. Установлены люки на крыше машины для десанта и экипажа. Также установлена термодымовая аппаратура, создающая дымовую завесу путём впрыска топлива в выхлопной коллектор. Без башни корпус Т-54/55 весил 27 тонн. К этому было добавлено дополнительно 17 тонн брони, что позволило получить исключительно высокий уровень бронезащиты для личного состава БТР. Боевое применение
«Ахзарит» находится на вооружении армии Израиля и применяется в городских условиях, в которых обычные БТРы М113 не столь эффективны из-за применяемых боевиками РПГ. Используется в частях и подразделениях мотострелковой бригады «Голани». Боевая масса, т 44 Экипаж, чел. 3 Десант, чел. 7 История Количество выпущенных, шт. 400—500 Размеры Длина корпуса, мм 6450 Ширина корпуса, мм 3640 Высота, мм 2000 Бронирование Тип брони стальная гомогенная + реактивная Лоб корпуса, мм/град. 200 Вооружение Пулемёты 4 × 7,62-мм Подвижность Тип двигателя дизельный Мощность двигателя, л. с. 850 Преодолеваемая стенка, м 0,8 Преодолеваемый ров, м 2,85
|