Т-100 (в ряде документов также машина 100 или просто 100) — экспериментальный советский двухбашенный тяжёлый танк конца 1930-х годов. Один из последних советских танков многобашенной компоновки. Вместе с близким к нему по характеристикам экспериментальным двухбашенным тяжёлым танком СМК и опытным образцом тяжёлого танка КВ-1, Т-100 проходил фронтовые испытания в боях на «Линии Маннергейма» в ходе Финской войны. По итогам испытаний на вооружение танк принят не был и серийно не выпускался. База Т-100 использовалась для разработки ряда экспериментальных тяжёлых САУ, в частности, СУ-100-Y. История создания
В 1938 году двумя ленинградскими КБ были разработаны очень близкие друг к другу проекты нового тяжёлого танка с противоснарядным бронированием, предназначенного для замены Т-35. Кировский завод в лице СКБ-2 предложил машину СМК. Второй проект, получивший название Т-100, был разработан в КБ ленинградского завода Опытного машиностроения № 185 им С. М. Кирова под руководством С. А. Гинзбурга. Ведущим конструктором машины был Э. Ш. Полей. В целом, Т-100 был однотипен танку СМК и отличался от последнего в основном типом подвески и вооружением. В течение 1938 года все согласования и рассмотрения в комиссиях и инстанциях проекты СМК и Т-100 проходили одновременно. Как и СМК, Т-100 первоначально проектировался трёхбашенным с установкой 76,2-мм пушки в главной башне и двух 45-мм танковых пушек образца 1934 года в двух малых башнях. Но при принятой толщине брони 60 мм масса машины не должна была превышать 55—57 тонн, поэтому число башен было уменьшено до двух. (Существует легенда, что решение о сокращении числа башен принял лично И. В. Сталин, который снял заднюю башню с представленного ему макета СМК и заявил: "Нечего превращать танк в броненосец!") В январе 1939 года чертежи Т-100 и СМК были переданы в производство. В соответствии с постановлением Комитета Обороны при СНК СССР, опытный образец Т-100 должен был быть изготовлен к 1 июня 1939 года, однако его изготовление затянулось на два месяца — опытный образец был полностью собран только 31 июля 1939 года и принят комиссией для проведения полигонных испытаний, объединённых с заводскими. Предполагалось, согласно программе АВТУ РККА, закончить испытания 3 января 1940 года, но в связи с началом Советско—Финской войны было решено дальнейшую проверку боевых и ходовых качеств провести в боевых условиях, заменив танковую пушку Л—10 на более совершенную Л—11. Танк был отправлен на фронт и принял первый бой 17 декабря 1939 года в районе финского укрепрайона Хоттинен.
Описание конструкции
По назначению, компоновочной схеме, общей конструкции и отличительным особенностям Т-100 был идентичен СМК и представлял собой двухбашенный танк классической компоновки с двухъярусным расположением вооружения и противоснарядным бронированием. Однако в деталях танк имел ряд существенных отличий от СМК.
Корпус
Корпус танка имел коробчатую форму и собирался из листов катаной брони, соединявшихся сваркой, клёпкой и болтами. В центральной части корпуса монтировалась массивная полуконическая подбашенная коробка под главную башню. Бронезащита по сравнению с СМК была несколько слабее — 60 мм, что, тем не менее, обеспечивало танку надежную защиту от огня существовавшей в то время противотанковой артиллерии (калибром до 47 мм) уже на дистанции 500 м и менее.
Башни
Две литые орудийные башни конической формы располагались одна за другой по продольной оси танка. Размещение башен, и, соответственно, вооружения, двухъярусное. Первый ярус образовывала передняя малая башня с углом горизонтального вращения 245 градусов. Второй ярус занимала центральная главная башня кругового обстрела. На крыше главной башни размещалась командирская башенка (также кругового вращения) со смотровыми щелями по периметру и пулемётом ДТ с возможностью зенитного обстрела.
Вооружение
Основным вооружением танка являлась 76,2-мм танковая пушка Л-10 (впоследствии Л-11), размещавшаяся в маске в передней части главной башни. Пушка предназначалась для борьбы в первую очередь с укреплениями и ДОТами противника, а также небронированными целями, однако имела также удовлетворительную бронепробиваемость. Вспомогательное артиллерийское вооружение состояло из 45-мм танковой пушки 20К, установленной в малой башне и предназначавшейся для борьбы с бронетехникой. На обоих орудиях использовались телескопические прицелы.
Боекомплект орудий составлял 120 выстрелов для 76,2-мм орудия и 393 — для 45-мм.
Пулеметное вооружение включало три 7,62-мм пулемёта ДТ, два из которых были спарены с орудиями, а третий размещался в командирской башенке на крыше главной башни и мог использоваться при отражении атак с воздуха.
Боекомплект пулеметов составлял 4284 патрона в 68 дисковых магазинах по 63 патрона в каждом.
Двигатель
На Т-100 устанавливался V-образный 12-цилиндровый карбюраторный четырехтактный двигатель ГАМ-34 жидкостного охлаждения мощностью 850 л.с. при 1850 об/мин. Зажигание — от двух магнето.
Ходовая часть
Подвеска танка — индивидуальная, с листовыми рессорами без амортизаторов.
Ходовая часть применительно к одному борту состояла из восьми двускатных опорных катков с массироваными шинами, пяти двускатных обрезиненных поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения со съёмными зубчатыми венцами и литого направляющего колеса. Механизм натяжения ленивца — винтового типа, управляемый из отделения управления. Зацепление — цевочное. Гусеничные ленты — мелкозвенчатые, с открытым шарниром, пальцы — со стопорными кольцами.
Устройства связи
Для внешней связи танк оснащался типовой танковой радиостанцией 71-ТК-3. Для внутренней связи имелось переговорное устройство ТПУ на 6 абонентов.
Испытания и боевое применение
К концу осени 1939 года испытания Т-100 шли полным ходом — танк прошел свыше 1000 км. После начала 30 ноября 1939 года войны с Финляндией, было принято решение отправить танки СМК, Т-100 и КВ-1 в действующую армию для испытания боем в условиях фронта. Перед отправкой на фронт вооружение Т-100 было изменено — вместо 76,2-мм пушки Л-10 была установлена более мощная пушка Л-11 того же калибра.
Танки были сведены в отдельную роту тяжелых танков и приданы 90-му танковому батальону 20-й тяжелой танковой бригады, воевавшей на «Линии Маннергейма». Экипаж Т-100 состоял из военнослужащих 20 тб и рабочих «родного» завода танка — № 185 им. Кирова.
19 декабря 1939 года отдельная рота тяжелых танков вместе с остальными частями 90 брн 20 тбр пошла в наступление в районе Сумма-Хоттинен. Танки батальона успешно наступали и продвинулись за линию финских ДОТов, где СМК подорвался на мине. Экипаж Т-100 пытался при помощи своего танка отбуксировать СМК, однако успехом эти попытки не увенчались. После этого Т-100, встав рядом с СМК и прикрывая его усиленным артиллерийским и пулеметным огнем, обеспечил эвакуацию экипажа из подбитого танка — по аварийным люкам в днищах машин экипаж СМК перебрался внутрь Т-100. При этом танк получил по меньшей мере семь попаданий снарядами 37-мм и 47-мм противотанковых пушек с расстояния менее 500 м, но броня ни разу не была пробита.
В том же бою у Т-100 заглох двигатель — произошел срез резьбы регулировочной муфты магнето. Однако механик-водитель танка смог, используя один магнето вместо двух, завести мотор снова и продолжить выполнение задачи.
После этого боя Т-100 был отправлен в тыл для ремонта двигателя, и вернулся в действующую армию 18 февраля 1940 года. С этого дня и до окончания военных действий Т-100 действовал в составе 20-й (22.02 — 01.03) и 1-й (11.03 — 13.03) танковых бригад. За это время танк прошел 155 км, получил 14 попаданий снарядами противотанковых орудий (6 — в левый борт, 3 — в нишу главной башни, 3 — в в левую гусеницу и по одному — в маску 45-мм пушки и левый ленивец). Во всех случаях броня не была пробита. Всего к 1 апреля 1940 года Т-100 прошел 1745 км, из них 315 км — во время боев на Карельском перешейке.
После окончания Финской войны Т-100 вернулся обратно на завод, где был полностью заменен двигатель и произведен легкий ремонт танка.
Летом 1940 года танк был передан для хранения в Кубинку. После начала Великой Отечественной войны машина была эвакуирована сначала в Казань, а затем — в Челябинск, где Т-100 был передан в распоряжение опытного завода № 100. На заводе танк пробыл до конца войны, а дальше его следы теряются. По некоторым данным, до середины 1950-х годов Т-100 стоял на заднем дворе Челябинского танкового училища, а затем, видимо, пошел в переплавку.
Оценка машины
В отчете по полигонным испытаниям Т-100, датированном 22 февраля 1940 года, отмечалось, что танк Т-100 полностью соответствует заданным ТТХ. В качестве недостатков отмечалась нестабильная работа системы охлаждения, слабая надежность вентилятора, неудачная конструкция сеток охлаждения. Также рекомендовалось доработать механизмы управления коробкой передач и усилить конструкцию бортовых фрикционов. Как достоинство отмечалось наличие пневматической системы управления танком.
Несмотря на общее соответствие танка выдвигаемым требованиям, комиссией было признано нецелесообразным рекомендовать Т-100 к принятию на вооружение, поскольку танк КВ превосходил его по основным ТТХ.
Вместе с тем, КБ «родного» для Т-100 завода № 135 считало, что танк должен был быть рекомендован к принятию на вооружение, так как являлся машиной иного класса по сравнению с КВ. Отчасти это соответствовало действительности — Т-100 был в основном штурмовым танком и мог быть использован для установки более мощного штурмового вооружения, такого, как 152-мм и 130-мм пушки, тогда как более многофункциональный КВ мог нести только 76,2-мм орудие. Однако к мнению инженеров не прислушались и Т-100 так и не был принят на вооружение.
Правда, попытка усилить вооружения Т-100 всё же была предпринята. В январе 1940 года заместитель наркома обороны командарм первого ранга М. Кулик дал соответствующее указание. Предполагалось установить на танк 152-мм гаубицу М-10, способную эффективно бороться с надолбами. В марте 1940 года для Т-100 была изготовлена новая башня с гаубицей М-10, которую предполагалось установить на танк вместо имевшейся. Получившаняся модификация должна была носить индекс Т-100-Z. Однако вместо этой машины на вооружение был принят танк КВ-2.
В целом, Т-100 был достаточно удачной машиной. Танк в принципе соответствовал оперативно-тактическим взглядам по его применению. Бронирование танка также соответствовало предъявленым требованиям, а вооружение позволяло вести массированный и маневренный круговой огонь одновременно в различных направлениях. По всем показателям Т-100 существенно превосходил Т-35. Однако танк имел и такие типичные для многобашенных танков недостатки, как большой размер, многочисленность экипажа и сложность в производстве. Как и СМК, Т-100 представлял собой необходимую ступень на пути от тяжёлых танков многобашенной компоновки к тяжёлым танкам нового типа — таким, как КВ-1. Классификация Тяжёлый танк Боевая масса, т 58 Компоновочная схема классическая, двухбашенная Экипаж, чел. 8 История Годы производства 1939 Годы эксплуатации 1939—1940 Количество выпущенных, шт. 1 опытный Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 8495 Ширина корпуса, мм 3400 Высота, мм 3430 Клиренс, мм 525 Бронирование Тип брони стальная катаная Лоб корпуса, мм/град. 60 Борт корпуса, мм/град. 60 Корма корпуса, мм/град. 60 Днище, мм 20-30 Крыша корпуса, мм 20 Лоб башни, мм/град. 60 Борт башни, мм/град. 60 Корма башни, мм/град. 60 Крыша башни, мм 30 (главная), 20 (малая) Вооружение Калибр и марка пушки 1 х 76,2-мм Л-10(Л-11) 1 х 45-мм 20К обр. 1934-1938 гг. Тип пушки танковая Длина ствола, калибров 26 (Л-11)/ 44 (20К) Боекомплект пушки 120 х 76,2-мм 393 х 45-мм Прицелы телескопический Пулемёты 3 × 7,62-мм ДТ, 4284 патронов Другое вооружение нет Подвижность Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый карбюраторный четырехтактный жидкостного охлаждения ГАМ-34 Мощность двигателя, л. с. 850 при 1850 об/мин Скорость по шоссе, км/ч 35,7 Скорость по пересечённой местности, км/ч 15 Запас хода по шоссе, км 160 Запас хода по пересечённой местности, км 120 Тип подвески индивидуальная, с листовыми рессорами Преодолеваемый подъём, град. 42 Преодолеваемая стенка, м 1,2 Преодолеваемый ров, м 4 Преодолеваемый брод, м 1,25
|