СУ-85А и СУ-85Б — экспериментальные самоходки, созданные на основе самоходки СУ-85 и стремившиеся заменить СУ-76. Относятся по массе к лёгким самоходкам, по предназначению к истребителям танков. В массовое производство не отправлялись.
История
После ввода в строй самоходки СУ-76 (фигурировавшей также как СУ-15М) работы по модернизации самоходки сильно замедлились, потому как не было понятно, в каком направлении улучшать. Из предложенных вариантов наиболее удачным казалась противотанковая СУ-57, но к моменту завершения её испытаний этот калибр считался недостаточным для борьбы с основными немецкими танками.
По схожему пути пошли инженеры НИИ-13 и слушатели Бронетанковой Академии, которые в декабре 1943 г. завершили проект замены СУ-76. По проекту самоходка оснащалась американским дизелем GMC мощностью 180-200 л.с. Вооружением служила бы 85-мм пушка или с малым откатом, или с дульным тормозом, как у Д-5. Ходовая часть заимствовалась у СУ-76. Проект два раза рассматривался (зимой 1943-1944 годов и в сентябре 1944 года) и оба раза отвергался.
Чуть ранее инженер И. В. Гавалов, работавший в КБ ГАЗ под руководством Н. А. Астрова, предложил проект САУ с узлами и агрегатами от СУ-76М. Корпус самоходки был немного усилен и удлинен для удобства экипажа. Гавалов предложил два варианта САУ. Первый был назван СУ-14А-85-1 с орудием Д-5С. Второй назывался СУ-15А-85-2 и имел пушку С-53С. Реализован был только первый вариант, который получил название СУ-85А.
На испытаниях, начавшихся в марте 1944 г. и продолжавшихся до конца октября, выяснилось, что полученное орудие не подходит для лёгкой САУ, так как отдача от орудия была слишком велика. Самоходку решили переработать путём установки орудия с меньшей отдачей. Орудие обозначили как ЛБ-2, им занимался конструкторский коллектив А.Савина. Орудие составили из деталей пушки ЗИС-С-53. В январе 1945 года его установили на СУ-85А, и такая самоходка была переименована в СУ-85Б.
Новый вариант самоходки отличался повышенными бортами боевой рубки, толщина брони которых была немного увеличена. Кроме того, на САУ был установлен мощный ГАЗ-203Ф (ГАЗ-15Б), развивавший максимальную мощность 158 л.с. К сожалению, скорость оказалась слишком маленькой (не более 41 км/ч на шоссе).
Испытания СУ-85Б проводились на Гороховецком полигоне до середины 1945 г. и при этом её характеристики были признаны приемлемыми. Тем не менее, в связи с завершением войны в Европе надобность в легкой САУ с орудием повышенной мощности отпала и СУ-85Б к серийному производству решили не принимать. Классификация лёгкая самоходная артиллерийская установка Боевая масса, т 12,3/12,4 Экипаж, чел. 3 История Производитель ГАЗ Годы производства 1943 Годы эксплуатации 1944-1945 Количество выпущенных, шт. 1 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 4990 Длина с пушкой вперёд, мм 5650(6130) Ширина корпуса, мм 2755 Высота, мм 2100 Колея, мм 2455 Клиренс, мм 300(315) Бронирование Лоб корпуса (верх), мм/град. 25/60° Лоб корпуса (низ), мм/град. 25/30° Борт корпуса, мм/град. 15/0° Корма корпуса, мм/град. 15/0° Днище, мм 6-10/90° Крыша корпуса, мм 6/90° Лоб рубки, мм/град. 25/30° Борт рубки, мм/град. 10/20° Корма рубки, мм/град. 6/0° Активная защита 35 Вооружение Калибр и марка пушки 85-мм пушка ЛБ-2 Боекомплект пушки 42/43 Прицелы ТШ-15 и панорамный прицел Герца Пулемёты 2 × пистолета-пулемёта (1065 патронов) Другое вооружение пулемёт ДТ и 15 гранат Ф-1 Радиостанция 12РТ (или 9РС) Подвижность Тип двигателя карбюраторный ГАЗ-203Ф Мощность двигателя, л. с. 145(160) Скорость по шоссе, км/ч 39,8 (43,1) Запас хода по шоссе, км 302(350) Запас хода по пересечённой местности, км 239(194) Удельное давление на грунт, кг/см² 0,625 (0,635) Преодолеваемая стенка, м 0,6 Преодолеваемый ров, м 2 Преодолеваемый брод, м 0,9
|