СУ-76 была совместно разработана конструкторскими бюро завода № 38 в г. Киров летом 1942 года, большую роль в создании самоходки сыграл Семён Александрович Гинзбург, он контролировал и непосредственно руководил работами по её созданию. За низкое качество первых самоходных установок СУ-76 был отстранён от должности и направлен в действующую армию. Первые машины этого типа были выпущены поздней осенью 1942 года, причём они были оснащены заведомо неудачной силовой установкой из двух параллельно установленных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л.с. Эта силовая установка была очень сложна в управлении и вызывала сильные крутильные колебания элементов трансмиссии, что приводило к их быстрой поломке. Изначально САУ была полностью бронирована, что приводило к неудобству работы экипажа в боевом отделении. Эти недостатки вскрылись во время первого боевого применения советских серийных САУ на Волховском фронте, поэтому после выпуска 320 машин серийное производство СУ-76 было остановлено и конструкция была отправлена на доработку. Однако большая надобность РККА в самоходной артиллерии привела к половинчатому решению — оставить «параллельную» силовую установку и общую компоновку машины по той же схеме, но усилить её элементы с целью увеличения моторесурса. Эта модернизация (уже без бронированной крыши боевого отделения) получила название СУ-76М и пошла в серию летом 1943 года, ряд САУ этого варианта успел попасть на фронт к началу Курской битвы. Тем не менее, результат в целом оказался удручающим. Одним из главных виновников по результатам внутреннего расследования был назван С. А. Гинзбург, который был отстранён от конструкторской работы и послан на фронт, где погиб. Возможно, в таком развитии событий сыграли значение напряжённые отношения между конструктором и народным комиссаром танковой промышленности И. М. Зальцманом.
Тем не менее, необходимость в лёгкой САУ была настолько острой, что вернувшийся на пост народного комиссара танковой промышленности В. А. Малышев (гибель С. А. Гинзбурга была одной из причин отставки И. М. Зальцмана с этой должности) объявил конкурс на лучший проект машины такого типа. В нём приняли участие коллективы завода № 38 под руководством Н. А. Попова и Горьковского Автомобильного Завода (ГАЗ) под руководством Н. А. Астрова, главного разработчика всей отечественной линейки лёгких и плавающих танков. Их прототипы отличались по ряду элементов конструкции, но главным их новшеством было использование спаренной установки двигателей ГАЗ-203 от лёгкого танка Т-70, в которой оба мотора располагались последовательно и работали на общий вал. Соответственно, машина была перекомпонована, чтобы вместить в себя большую по длине силовую установку. С конца 1943 года (после снятия с серийного производства лёгких танков Т-70 и Т-80) оба этих завода, а также вновь организованный завод № 40 в г. Мытищи начали крупносерийное производство лёгкой САУ с силовой установкой ГАЗ-203, которая получила армейский индекс СУ-76 (тот же, что и первоначальный вариант, без индекса «М»). В результате СУ-76 (всех моделей) стала самой массовой после Т-34 боевой бронированной машиной в Красной Армии. Всего было выпущено 13932 модернизированных СУ-76, из них 9133 самоходки построил ГАЗ. Серийное производство СУ-76М завершилось в 1945 году, несколькими годами позже они были сняты с вооружения Советской Армии.
На базе СУ-76 поздних выпусков в 1944 г. была построена первая полноценная советская зенитная самоходная установка ЗСУ-37. Она выпускалась серийно и после снятия базовой модели с производства.
Конструкция и устройство
СУ-76 является полуоткрытой САУ с задним расположением боевого отделения. Механик-водитель, бензобаки, двигательная установка и трансмиссия размещались в передней части бронекорпуса машины, двигатель располагался справа от осевой линии машины. Боезапас, орудие и рабочие места командира машины, наводчика и заряжающего располагались в открытой сверху и сзади боевой рубке.
СУ-76 оснащалась силовой установкой из двух 4-тактных рядных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л. с. САУ позднего выпуска снабжались форсированным до 85 л. с. вариантом тех же двигателей. Подвеска у СУ-76М индивидуальная торсионная для каждого из 6 опорных катков малого диаметра по каждому борту. Ведущие колеса располагались спереди, а ленивцы были идентичны опорным каткам. Прицельное оборудование включало штатный панорамный прицел орудия ЗиС-3; часть машин оснащалась радиостанцией 9Р.
Бронирование дифференцированное противопульное, толщина лобовой брони 35 мм, наклон 60 градусов к нормали.
Для самообороны экипаж имел автоматы (пистолет-пулеметы) ППШ или ППС и несколько ручных гранат Ф-1.Боевое применение СУ-76 предназначалась для огневой поддержки пехоты в роли лёгкого штурмового орудия и противотанковой САУ. В этом качестве она заменила лёгкие танки непосредственной поддержки пехоты. Однако её оценка в частях была очень противоречивой. Пехотинцам СУ-76 скорее нравилась, так как её огонь был мощнее, чем у базового танка Т-70; открытая рубка позволяла тесно взаимодействовать с экипажем в городских боях. Часто отмечаемыми самоходчиками слабыми местами машины были противопульное бронирование, пожароопасность бензинового двигателя и открытая боевая рубка, которая не защищала от стрелкового огня сверху. Хотя с другой стороны, та же открытая рубка была удобна для экипажа в работе, снимала проблему загазованности боевого отделения при стрельбе и позволяла легко покинуть подбитую самоходку. СУ-76 имела много положительных сторон — лёгкость в обслуживании, надёжность, малошумность, высокую проходимость по лесисто-болотистой местности.
В качестве противотанковой САУ СУ-76 могла успешно бороться со всеми типами легких и средних танков вермахта и равноценными САУ противника. Против тяжёлой «Пантеры» СУ-76 тоже имела шансы на победу — 76-мм снаряды пробивали маску пушки и относительно тонкую бортовую броню. Против «Тигра» и более тяжёлых машин СУ-76 была малоэффективна. Инструкции для экипажа предписывали в таком случае стрелять в ходовую часть и ствол орудия; бить в борт на близких дистанциях. Введение подкалиберного и кумулятивного снарядов несколько упростило борьбу с тяжелобронированными целями. Грамотное использование маскировки и рельефа местности, а также маневрирование от одного отрытого в грунте укрытия к другому позволяло опытным экипажам успешно отбивать танковые атаки противника.
СУ-76 иногда использовались для стрельбы с закрытых позиций. Угол возвышения её орудия был максимальным среди всех советских серийных самоходок и дальность стрельбы достигала 17 км. На завершающем этапе войны СУ-76 также использовались в качестве эрзац-БТР, машины передовых артиллерийских наблюдателей или для эвакуации раненых.
В составе северокорейской армии СУ-76 применялись в Корейской войне (1950—1953). Классификация САУ непосредственной поддержки Боевая масса, т 11,2 Компоновочная схема объединённое моторно-трансмиссионное и управления спереди, боевое сзади Экипаж, чел. 4 История Годы производства 1942—1945 Годы эксплуатации 1943 — 1950-е Количество выпущенных, шт. 14 292 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 5000 Ширина корпуса, мм 2740 Высота, мм 2200 Клиренс, мм 300 Бронирование Тип брони стальная катаная Лоб корпуса (верх), мм/град. 25 / 60° Лоб корпуса (низ), мм/град. 35 / 30° Борт корпуса, мм/град. 15 / 0° Корма корпуса (верх), мм/град. 10 / 20° Корма корпуса (середина), мм/град. 15 / 0° Корма корпуса (низ), мм/град. 15 / 30° Днище, мм 7 / 81—90° Крыша корпуса, мм 7 Лоб рубки, мм/град. 35 / 25° Борт рубки, мм/град. 10 / 25° Корма рубки, мм/град. 10 / 20° Крыша рубки, мм/град. 7 Вооружение Калибр и марка пушки 76,2-мм ЗИС-3 Тип пушки нарезная Длина ствола, калибров 51,6 Боекомплект пушки 60 Углы ВН, град. −3…+25 Углы ГН, град. ±15 Подвижность Тип двигателя спаренные рядные 6-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 2 × 70 Скорость по шоссе, км/ч 44 Запас хода по шоссе, км 250 Удельная мощность, л. с./т 12,5 Тип подвески индивидуальная, торсионная Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стенка, м 0,6 Преодолеваемый ров, м 2,0 Преодолеваемый брод, м 0,9
|