СУ-122 (Объект 600) — советская самоходная артиллерийская установка (САУ) 1950-х годов. В литературе часто обозначается как СУ-122-54, чтобы отличить её от САУ периода Великой Отечественной войны с тем же названием. Создана на базе среднего танка Т-54/55 в 1948—1951 годах. Предназначалась прежде всего на роль штурмового орудия, однако порой в литературе классифицируется как истребитель танков. Было запланировано крупномасштабное производство СУ-122, но с 1957 года её выпуск был прекращён, в связи с переориентацией военной промышленности на создание ракетного оружия. Точное количество выпущенных СУ-122 неизвестно, но судя по количеству выпущенных для них орудий Д-49, всего в 1955—1956 годах было произведено не более 95 САУ этого типа. СУ-122 использовались Советской армией вплоть до второй половины 1960-х годов, когда они были сняты с вооружения и частью переоборудованы в тягачи и машины технической помощи. История создания
В 1947 году был прекращён выпуск самоходный артиллерийских установок СУ-100.
22 июня 1948 года постановлением СМ СССР КБ Омского завода №174 была поручена разработка проекта САУ со 122-мм пушкой Д-25 на базе среднего танка Т-54. Руководителем работ был Бушнев И.С..
На рассмотрение в Министерство транспортного машиностроения проект САУ и её макет в натуральную величину были предоставлены в декабре 1948 года, вместо июля. Задержка возникла из-за несвоевременного получения чертежей пушки от Завода №9. В июле 1949 года, после устранения замечаний, проект с макетом были повторно направлены на рассмотрение специальной комиссии.
В августе 1949 года проект был утверждён, после чего КБ Завода №175 приступило к выпуску документации САУ для изготовления опытного образца, однако работы были приостановлены из-за изменений конструкции танка Т-54.
Постановлением СМ СССР работы по СУ-122-54 были переданы на завод №183 в Нижнем Тагиле. 15 октября 1949 года постановлением СМ СССР №4742-1832с было утверждено ТТЗ на «Объект 600».
В КБ Завода № 183 было принято решение об изменении общей компоновки машины, что затянуло сроки выполнения проекта. Однако в мае 1950 года работа была возвращена в КБ Завода № 174.
В декабре 1950 года был изготовлен первый опытный образец, который до конца года прошёл заводские испытания.
В июне-июле 1951 года прошли предварительные испытания машины, а в начале августа СУ-122-54 была направлена на государственные испытания.
Первый опытный образец самоходной установки СУ-122, изготовленный заводом № 174 в декабре 1950 г., до конца года прошел заводские испытания. В ходе испытаний были выявлены недостатки в работе пулемётов КПВ, дозатора продувки канала ствола, повышенные усилия на маховиках наведения, а так же недостаточная кучность стрельбы. Однако государственные испытания машины были зачтены и Завод №174 приступил к этапу отработки конструкторской документации и организации серийного производства машины, который был завершён до 1 января 1952 года.
В первом квартале 1952 года был изготовлен второй опытный образец, который прошёл ПСИ в июне-июле того же года.
По результатам испытаний в конструкцию самоходной установки были внесены необходимые изменения. Однако серийное производство было остановлено из-за отсутствия пушек Д-49.
Серийное производство
15 марта 1954 года постановлением СМ СССР №438-194 СУ-122-54 была принята на вооружение Советской Армии, но в серийное производство поступила только в 1955 году.
Серийное производство велось небольшими партиями. Общее количество выпущенных машин составило около 100 единиц.
Во время ремонта после 1958 года на СУ-122-54 устанавливались радиостанции Р-113, а часть самоходок была переоборудована в тягачи.
Описание конструкции
Основная компоновка совпадает с компоновкой штурмовых орудий периода Великой Отечественной войны.
Броневой корпус и башня
Корпус полностью закрыт и сварен из броневых катаных плит. Боевое отделение было совмещено с отделением управления. В передней части корпуса находилась боевая рубка, в которой размещалась пушка.
Во вращающейся башенке, расположенной справа а крыше рубки, устанавливался дальномер.
Вооружение
Основным вооружением являлась пушка Д-49 (52-ПС-471Д). Дополнительным вооружением являлись два пулемёта КПВТ. Один с пневматической системой перезарядки спарен с пушкой, другой — зенитный. Боекомплект составлял 600 патронов. Классификация штурмовое орудие / истребитель танков Боевая масса, т 36..36,36 Компоновочная схема моторно-трансмиссионное отделение сзади, боевое и управления в рубке спереди Экипаж, чел. 5 История Производитель Годы производства 1954—1956 Годы эксплуатации 1956 — конец 1960-х Количество выпущенных, шт. не более 95 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 6000 Длина с пушкой вперёд, мм 9970 Ширина корпуса, мм 3270 Высота, мм 2560 2060 по крышу рубки База, мм 3840 Колея, мм 2640 Клиренс, мм 425..440 Бронирование Тип брони стальная катаная и литая гомогенная Лоб корпуса, мм/град. 100 Лоб корпуса (низ), мм/град. 80 / 55° Борт корпуса, мм/град. 85 / 0° Корма корпуса, мм/град. 45 Корма корпуса (верх), мм/град. 45 / 60° Корма корпуса (середина), мм/град. 45 / 17° Корма корпуса (низ), мм/град. 30 / 70° Днище, мм 20 Крыша корпуса, мм 20 Лоб рубки, мм/град. 100 / 51° Борт рубки, мм/град. 80 / 26° Корма рубки, мм/град. 30 / 20° Крыша рубки, мм/град. 20 Вооружение Калибр и марка пушки 122-мм Д-49 Тип пушки нарезная пушка Длина ствола, калибров 48,7 Боекомплект пушки 35 Углы ВН, град. −4..+16 Углы ГН, град. -8..+8 Дальность стрельбы, км до 13,4 Прицелы ТШ2-24, С-71-24, ВК-4 Пулемёты 2 × 14,5-мм КПВТ Подвижность Тип двигателя В-54
Мощность двигателя, л. с. 520 Скорость по шоссе, км/ч 48 Скорость по пересечённой местности, км/ч 20..25 Запас хода по шоссе, км 360..400 Запас хода по пересечённой местности, км 240..260 Удельная мощность, л. с./т 14,3..14,45 Тип подвески индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами Удельное давление на грунт, кг/см² 0,81 Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стенка, м 0,73 Преодолеваемый ров, м 2,7 Преодолеваемый брод, м 1,4
|