Разработка «Объекта 105» была начата под руководством Г. С. Ефимова в конструкторском бюро Свердловского машиностроительного завода «Уралтрансмаш» в 1947 году. В ходе разработки был учтён опыт приобретённый во время Великой отечественной войны. В 1949 году был закончен опытный образец.
В 1952 году опытный образец прошёл государственные испытания, в ходе которых был выявлен ряд дефектов и недоработок. В частности ненадёжность подъёмного механизма и затвора, недостаточная устойчивость САУ при стрельбе прямой наводкой.
Серийное производство
В 1952 году после устранения замечаний была изготовлена установочная серийная партия из трёх машин. После того как партия прошла квалификационные испытания, самоходная артиллерийская установка СУ-100П производилась небольшими партиями в течение пяти лет.
Описание конструкции
Самоходная артиллерийская установка СУ-100П сконструирована с открытой установкой орудия.
Броневой корпус и башня
В кормовой части находится боевое отделение установки. Корпус сделан из броневых катаных листов. Спереди находится трансмиссионное отделение.
Вооружение
100-мм пушка Д-50 была разработана под руководством Ф. Ф. Петрова в конструкторском бюро Завода №9 в 1947 году. На раме находилась качающаяся часть пушки с механизмами наведения. Благодаря компенсирующему устройству, обеспечивалось плавное наведение орудия в вертикальной плоскости. Поворотный и подъёмный механизмы секторного типа. Затвор клиновой полуавтоматический с ручным и электроспуками. Орудие оборудовано гидропневматическим накатником и гидравлическим тормозом отката.
Ходовая часть
В качестве базы было сконструировано специальное шасси. Опорные и поддерживающие катки обрезинены. Благодаря шасси, машина СУ-100П имела для своего времени превосходные манёвренные качества.
Средства наблюдения и связи
При стрельбе с закрытых позиций расчётом использовался панорамный прицел ЗИС-3, во время стрельбы прямой наводкой телескопический прицел ОП-2.
Модификации
Модифицированный вариант отличается от базового варианта установкой ночных приборов у командира и механика водителя (ТКН-1, ТВН-1). В качестве орудия используется модифицированная пушка Д-50М. Для стрельбы прямой наводкой использовался прибор ТШ-19. Работы по конструированию и изготовлению модифицированного варианта были закончены в 1952 году. После Государственных испытаний были выявлены некоторые дефекты (стеснённость боевого отделения, неустойчивость при стрельбе), но после устранения замечаний в 1953 году САУ СУ-100ПМ была принята на вооружение, однако серийное производство так и не было развёрнуто.
Характеристики Масса, т: 21,6 Экипаж: 4 Годы производства: 1952 Экземпляры: 1 Длина, мм: 6460 Длина с пушкой, мм: 8350 Ширина, мм: 3100 Высота, мм: 2260 Клиренс, мм: 440 Тип пушки: 100-мм пушка Д-50М Тип двигателя: дизельный В-54-105 Мощность двигателя, л.с.: 400 Скорость по шоссе, км/ч: 63,5 Запас хода по шоссе, км: 300-350 Удельная мощность, л.с./т: 18,5 Тип подвески: индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа в подвесках 1-го и 6-го катков Удельное давление на грунт, кг/кв.см: 0,68 Преодолеваемый подъём: 30 Преодолеваемый брод, м: 1
Классификация Противотанковая САУ Боевая масса, т 21,6 Экипаж, чел. 4 История Производитель Годы разработки с 1947 по 1952 Годы производства с 1949 по 1957 Годы эксплуатации с 1952 Количество выпущенных, шт. 24[1] Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 6460 Длина с пушкой вперёд, мм 7800 Ширина корпуса, мм 3100 Высота, мм 2262 База, мм 3851 Клиренс, мм 400 Бронирование Лоб корпуса, мм/град. 15 Борт корпуса, мм/град. 15 Корма корпуса, мм/град. 8 Днище, мм 8 Вооружение Калибр и марка пушки 100-мм Д-50 Тип пушки пушка Длина ствола, калибров 59,3 Боекомплект пушки 50 Углы ВН, град. -5..+37 Углы ГН, град. -8..+8 Дальность стрельбы, км до 15,8 Прицелы ОП-2, ЗИС-3 Подвижность Тип двигателя В-105-В
Мощность двигателя, л. с. 400 Скорость по шоссе, км/ч 65 Запас хода по шоссе, км 300 Удельная мощность, л. с./т 18,5 Тип подвески индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа в подвесках 1-го и 6-го катков Удельное давление на грунт, кг/см² 0,68 Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемый брод, м 1
|