РТ-23 (Индекс УРВ РВСН — 15П044 и 15П952, по договору ОСВ-2 — РС-22 и РС-22Б, по классификации МО США и НАТО — SS−24 и SS-24 Mod.1 Scalpel) — стратегические ракетные комплексы с унифицированными твёрдотопливными трехступенчатыми межконтинентальными баллистическими ракетами 15Ж44 и 15Ж52, стационарного шахтного и мобильного железнодорожного базирования, с активно-реактивным (минометным) стартом.
РТ-23 была заявлена как новая МБР (по Договору ОСВ-2 каждая из сторон могла принять на вооружение по одной новой МБР) и проектировалась для последующего универсального применения в составе разных вариантов мобильных и стационарных комплексов. Это поставило разработчиков в рамки жестких ограничений по массово-габаритным характеристикам, поскольку по своим боевым возможностям ракета не должна была уступать новой МБР США — ракете «MX» и в то же время не потерять мобильных свойств.
Испытания
Головным по отработке и испытаниям ракеты РС-22 был определён 53 НИИП, для чего в 1977 году в управлении полигона была создана внештатная лаборатория с целью подготовки к испытаниям нового комплекса. Совместные лётные испытаний планировалось начать в первом квартале 1982 года.
Опытная эксплуатация
В августе 1984 года в 10-й ракетной дивизии (г.Кострома) был сформирован 149-й ракетный полк БЖРК. Уже 22 августа личный состав полка убыл в учебный центр (Плесецк) для изучения опытного образца БЖРК 15П952.
Конструкция
РТ-23 выполнена в одном калибре и по своей конструктивно-компоновочной схеме во многом схожа с американской ракетой «MX».
Конструкция первой ступени
Первая ступень МБР включает хвостовой и соединительный отсеки цилиндрической формы и маршевый РДТТ. Масса полностью снаряженной ступени составляет 53,т. Длина ступени 9,7 м. Двигатель коконной конструкции с одним центрально размещенным неподвижным соплом.
Конструкция второй ступени
Вторая ступень состоит из маршевого РДТТ и соединительного отсека. Маршевый РДТТ второй ступени имеет одно центрально расположенное сопло, которое снабжено выдвижным насадком, позволяющим сохранять исходные габариты и увеличить удельный импульс двигателя при работе на больших высотах. Корпус РДТТ — коконной конструкции.
Конструкция третьей ступени
Третья ступень включает маршевый двигатель, по своей конструкции аналогичный РДТТ второй ступени, и переходный отсек, состоящий из двух секций.
Головная часть
Ракета оснащается РГЧ ИН с десятью ББ, размещенными в один ярус. Ступень разведения выполнена по стандартной схеме и включает ДУ и систему управления.
ГЧ прикрывается аэродинамическим обтекателем изменяемой геометрии (изначально надувной, позже — складывающийся). Такая конструкция обтекателя обусловлена наличием ограничений, накладываемых на габариты ракеты размерами железнодорожного вагона. На внешней поверхности обтекателя размещаются аэродинамические рули, позволяющие управлять ракетой по крену на участках работы первой и второй ступеней. После прохождения плотных слоев атмосферы обтекатель сбрасывается. Железнодорожный комплекс с РТ-23
Железнодорожный комплекс с ракетой РТ-23 был первым образцом такого вида вооружения. Его создание требовало решения многих сложных проблем, связанных с конструкцией железнодорожных ПУ, обеспечением старта из таких ПУ, вопросами боевого управления, энергоснабжения, обеспечением точности наведения в условиях нахождения на маршрутах боевого патрулирования и др. Тип Стратегический ракетный комплекс с МБР шахтного и железнодорожного базирования Статус работы прекращены Разработчик КБ «Южное» Главный конструктор В. Ф. Уткин Годы разработки НИР: С 13 января 1969 15П044: 23 июля 1976 — 10 февраля 1983 15П952: 1 июня 1979 — апрель 198 Начало испытаний 15П044: 26 октября 1982 - февраль 1984 15П952: 18 января 1984 — апрель 1985 Принятие на вооружение не принимались Производитель ПО «Южмаш» (Павлоградский машзавод) Годы эксплуатации 15П952: С 10 февраля 1985 опытная эксплуатация Основные эксплуатанты РВСН Основные технические характеристики: Дальность стрельбы: 10000 км Забрасываемый вес: 4050 кг Точность (КВО): 0,5 (0,7) км Тип ГЧ: РГЧ ИН 7(8)-10х0,43 Мт
|