4 апреля 1961 года вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 316—137, в котором ОКБ-1 С. П. Королева назначалось головным по созданию нового стационарного ракетного комплекса с твердотопливной МБР, оснащенной моноблочной ГЧ и получившей обозначение РТ-2 (8К98). В постановлении предусматривалась, в том числе, разработка подвижного ракетного комплекса на гусеничном ходу с ракетой 8К96 с дальностью 2500 км и его шахтного варианта. Для создания РТ-15 использовались двигатели второй и третьей ступеней РТ-2. Королев был назначен председателем Совета главных конструкторов как по РТ-2, так и по РТ-15.
Предполагалось использовать ракету в составе подвижного (15П696) и стационарного (15П069) комплексов. Пусковые установки 15У64 стационарного комплекса 15П096 были разработаны в ЦКБ-34 главным конструктором В. Ф. Лендером и изготовлены заводом «Большевик» (две ПУ) для монтажа в сооружениях, построенных на ГЦП-4, где должны были проводиться летно-конструкторские испытания (ЛКИ). Однако, на этапе монтажа пусковых установок работы были прекращены и в дальнейшем работы велись только по подвижному комплексу 15П696.
Работы по ракетному комплексу 15П696 возглавил главный конструктор ЦКБ-7 (КБ завода «Арсенал») Петр Александрович Тюрин, стартовый комплекс проектировал главный конструктор ЦКБ-34 (КБСМ) В. В. Чернецкий. В 1962 году ЦКБ-34 был разработан эскизный проект комплекса, а КБ-3 Кировского завода под руководством главного конструктора Ж. Я. Котина были разработаны рабочие чертежи пусковых установок (гусеничный «объект 815»). Кировский завод изготовил две пусковые установки. Испытания планировали начать в 3 квартале 1963 года. Однако, Постановлением правительства СССР от 16 июня 1963 года, из-за задержки в отработке твёрдого топлива, начало испытаний было перенесено — до получения положительных результатов по ракете РТ-2 (8К98). Соответственно, все работы по 8К96 были приостановлены.
В августе 1965 года, после выдачи заказчиком дополнения к тактико — техническим требованиям (ТТТ), потребовалась доработка эскизного проекта комплекса. В частности, требовалось, чтобы старт ракеты осуществляться непосредственно из транспортно-пускового контейнера (ТПК). Изменения в ТТТ были настолько значительны, что потребовали разработки новой пусковой установки, новой структуры и состава комплекса. Объём работ был явно не выполним в установленные сроки начала летных испытаний — 2 квартал 1966 года, поэтому, по согласованию с заказчиком, испытания были начаты с сокращенным составом оборудования, а по мере готовности оборудования состав комплекса пополнялся до предусмотренного ТТТ уровня.
Самоходная пусковая установка ракетного комплекса впервые была показана на военном параде в Москве на Красной площади в 1966 году. Она имела ТПК ракеты, использовавшийся на ранних стадиях проектирования комплекса. Страна СССР Индекс 8К96 Классификация НАТО SS-X-14 Scamp/Scapegoat Назначение баллистическая ракета средней дальности Разработчик А. П. Тюрин, КБ «Арсенал» Изготовитель Ленинградский Машиностроительный завод № 7 Основные характеристики Количество ступеней 2 Длина (с ГЧ) 11,93 м (12,7 в ТПК) Длина (без ГЧ) 11.74 м Диаметр 1,49 м (2,1 м в ТПК) Стартовая масса 16,0 т Забрасываемый вес 535 кг Вид топлива твёрдое смесевое Максимальная дальность 2500 км Точность, КВО 900 м Тип головной части моноблочная ядерная, отделяемая Количество боевых блоков 1 Мощность заряда 1 мт Система управления автономная, инерциальная с ГСП Способ базирования мобильный История запусков Состояние Места запуска Капустин Яр Число запусков 20 Первый запуск ноябрь 1966 года Последний запуск март 1970 года Снята с вооружения 1972 год Первая ступень — 15Д27 Маршевый двигатель 4-хсопловый РДТТ Тяга 42 Удельный импульс 237/263 Время работы 60 Топливо твёрдое смесевое ПАЛ-17/7 Вторая ступень — 15Д92 или 15Д28 Маршевый двигатель 4-хсопловый РДТТ Тяга 22 Удельный импульс 271 Время работы 45 Топливо твёрдое смесевое ПАЛ-17/7
|