К проекту создания Р-2 с вдвое увеличенной (по сравнению с Р-1) дальностью полёта С. П. Королёв в НИИ-88 приступил в 1948 году. По некоторым данным, её разработку Королёв начал 14 апреля, практически одновременно с Р-1. Лётно-конструкторские испытания начались в сентябре 1949 года на полигоне Капустин Яр и завершились в июле 1951 года. Первый испытательный пуск экспериментального варианта ракеты Р-2Э состоялся 21 сентября 1949 года. Всего было произведено 6 пусков, из которых только два оказались удачными. В период 1950-1951 было осуществлено 30 пусков ракет, из которых 24 были удачными; в 1952 году — ещё 14 пусков, из них 12 удачных.
Конструкция
Для увеличения дальности в Р-2 впервые применена головная часть, отделяющаяся от корпуса ракеты по завершении активного участка полёта. Кроме того, была снижена масса ракеты за счёт использования топливного бака несущей конструкции из лёгких алюминиевых сплавов. Бак с окислителем остался подвесным. Новый двигатель Валентина Глушко РД-101 по сравнению с РД-100 имел более высокие обороты турбины, повышенное давление в камере и использовал топливо с увеличенной до 92% концентрацией этилового спирта. РД-101 обеспечивал потребную тягу у земли 37 тс при удельном импульсе тяги 210 кгс*с/кг на уровне Земли. Кроме того новый двигатель стал легче в 1.4 раза. Были усовершенствованы пневмогидравлическая и электрическая схемы, применён парогазогенератор с твёрдым катализатором вместо жидкого.
Для улучшения точности попадания позаимствованная у Р-1 система управления была дополнена системой боковой радиокоррекции, снижающей параллельный снос ракеты, к которому автономная система управления была нечувствительна. Для реализации радиокорреции требовалось размещения за стартовой позицией двух РЛС, контролировавших поведение ракеты в полёте. Естественно, это заметно усложняло эксплуатацию и применение ракет. Новый тротиловый заряд увеличенной массы создавал при взрыве зону сильных разрушений площадью 950 кв.м.
В качестве органов управления, как и на Р-1 применялись аэродинамические и газовые рули. Для Р-2 была разработана новая пусковая установка, пригодная для запуска как Р-1, так и Р-2. Время подготовки ракеты к старту осталось прежним - 6 часов, а время нахождения ракеты в заправленном состоянии ограничивалось 15-ю минутами, после чего топливо надо было либо сливать, либо запускать ракету.
Принятие на вооружение
27 ноября 1951 года Р-2 принята на вооружение бригад особого назначения РВГК. 30 ноября 1951 года последовал приказ министра вооружений Устинова Д. Ф. об организации серийного производства ракет. Первые учебно-боевые пуски Р-2 в войсках были проведены на сборах командного состава ракетных частей в 1952 году. Серийное производство ракет было налажено на Государственном союзном заводе №586 в Днепропетровске в июне 1953 года.
В ноябре 1955 года были проведены летные испытания Р-2 с увеличенной головной частью, допускающей оснащение ядерным боезарядом. В войска ядерная боевая часть для Р-2 стала поступать с 1956 года.
Боевая часть
В 1953 году состоялись испытания ракет с головными частями заправленными радиоактивной жидкостью «Герань» и «Генератор». Первый вариант ракеты «Герань» производил высотный подрыв ёмкости с радиоактивной жидкостью, которая, распыляясь, оседала в виде радиоактивного дождя. «Генератор» имел много небольших ёмкостей подрывавшихся самостоятельно. О дальнейших работах по «Герани» и «Генератору» в открытых источниках сведений нет. Известно лишь, что в начале 50-х годов в КБ Кировского завода были разработаны специальные машины с дистанционным управлением процесса заправки ракет «жидким топливом и окислителем». Первый опытный образец машины (06.801) предназначался для заправки ракет «Генератор». Он был создан на базе автомобиля ЯАЗ-210Д. Общий вес машины достигал 22 т. В 1955 году созданы ещё два проекта аналогичных машин на том же шасси, получивших индекс «06.802», для заправки ракет «Планер» и «Аккумулятор», а также «06.805» для заправки ракеты «Генератор-5».
Позднее атомщиками был создан и спецзаряд под Р-2, причем под него пришлось делать новую головную часть ракеты.
В 1954 на базе боевого варианта ракеты Р-2 была создана геофизическая ракета Р-2А(В-2А).
6 декабря 1957 решением правительства лицензия на производство и полный комплект документации Р-2 были переданы КНР. Страна СССР Индекс 8Ж38 Классификация НАТО SS-2 Sibling Назначение ОТР Разработчик ОКБ-1 Изготовитель Государственный союзный завод N586 Основные характеристики Количество ступеней 1 Длина 21 м Диаметр 1,7 м Стартовая масса 19'632 кг Скорость ракеты 2175 м/с Максимальная дальность 550 км Высота зоны поражения 171 км Тип головной части моноблочная,неядерная,отделяемая История запусков Состояние снята с вооружения Принята на вооружение 27 ноября 1951 Поступала на вооружение в странах СССР Первый запуск 25 сентября 1949 Последний запуск 21 мая 1962 Варианты Р-2, ОТР Р-2А, геофизическая ракета Р2-Р, инженерный образец Первая ступень Маршевый двигатель РД-101 Тяга 37 т Топливо жидкое Горючее спирт Окислитель жидкий кислород
|