Прыгающая бомба (англ. Bouncing bomb) — специальная глубинная авиабомба, разработанная британским инженером Барнсом Уоллесом для разрушения плотин в Рурской области Германии. Характерной особенностью бомбы является способность совершить перед окончательным погружением несколько прыжков по водной поверхности. Это вкупе с предварительной раскруткой позволяет бомбе вплотную приблизиться к плотине, защищенной металлическими сетями. Затем, погрузившись на глубину, такая бомба прижимается к взрываемой стенке дамбы, что позволяет причинить наибольший ущерб. С помощью этих бомб удалось за одну ночь силами всего 19 бомбардировщиков полностью разрушить две крупные плотины и повредить третью, что нанесло крупный ущерб военной промышленности нацистской Германии (Операция «Большая порка»). История создания
В сентябре 1939, после нападения нацистской Германии на Польшу, в Европе началась Вторая мировая война. Известный английский инженер и изобретатель Барнс Уоллес видел возможность скорейшего окончания войны в разрушении промышленного потенциала противника путем стратегических бомбардировок. Особенно важной целью Уоллес считал водохранилища в Рурской области, поставлявшие воду и электроэнергию для тяжелой и металлургической промышленности региона. Свои соображения он изложил в записке для министерства обороны: A Note on a Method of Attacking the Axis Powers. Для атаки плотин Уоллес предлагал использовать сверхтяжелые бомбы, способные вызвать эффект локального землетрясения. Однако средств для доставки подобной бомбы в то время не существовало и проект не был принят. Торпеды для атаки не годились — в водохранилищах стояли специальные защитные сети. Дальнейшие размышления привели Уоллеса к идее применить для атаки плотин принцип «прыгающей бомбы». Доставка и использование бомбы Для доставки бомбы использовались переоборудованные Avro Lancaster со специально тренированными экипажами. Переоборудование требовалось как из-за больших размеров бомбы, так и из-за особенностей её использования. При этом лётные характеристики самолёта ощутимо менялись из-за существенного ухудшения аэродинамического качества. Доработки стандартного бомбардировщика, в числе прочего, включали следующие устройства: Кронштейны под фюзеляжем, позволяющие подвесить бомбу, имевшую форму большого гладкого цилиндра, осью поперёк направления полета. Устройство раскрутки бомбы Два разнесённых прожектора, направляемые наклонно вниз под точно рассчитанными углами. Совпадение пятен света от прожекторов на поверхности земли происходило при достижении самолётом высоты, требуемой для сброса бомбы Простой треугольный прицел для определения дальности. В момент сброса бомбы башенки, расположенные по краям плотины, должны наблюдаться под заранее рассчитанным углом
Боевые налёты проводились ночью группами самолётов на небольшой высоте со стороны водохранилища, в том числе и из расчета на внезапность при атаке цели, защищаемой средствами ПВО. Еще при подлёте к цели включался мотор, сильно раскручивающий бомбу на подвесе. Сброс бомбы требовал высокой точности по высоте, скорости и дальности. Экипаж идущего на цель бомбардировщика, выдерживая требуемую скорость, выходил на требуемую высоту по совпадению бликов прожекторов на водной глади, а дальность сброса определял по углу между башенками. Сброшенная раскрученная бомба, выдерживая ось вращения из-за гироскопического эффекта, делала несколько прыжков-«блинчиков» по воде к плотине, а затем за счет эффекта Бернулли притягивалась к телу плотины и ныряла вниз вдоль стенки. Взрыватель срабатывал от давления воды. Расчет был на то, что таким образом плотине будет нанесён наибольший ущерб, и она может быть снесена, в числе прочего, самой водой. Оборотной стороной такого подхода были крайне высокие требования по точности сброса: если что-то шло не так, бомба либо отскакивала от плотины, либо не долетала до неё, либо перепрыгивала через плотину или не ныряла как нужно.
Тип: глубинная бомба Страна: История службы Годы эксплуатации: 16 мая/17 мая 1943 (Операция "Большая порка") Использовалось: No. 617 Squadron RAF Войны и конфликты: Вторая мировая война История производства Конструктор: Бэрнс Уоллес Разработан: апрель 1942 Производитель: Виккерс-Армстронг Годы производства: February 1943 Всего выпущено: 19 Характеристики Масса, кг: 4195 Длина, мм: 152 см Ширина, мм: 142 cm Начальная скорость пули, м/с: 386—402 км/час Прицельная дальность, м: 365—457 м Взрывчатое вещество: Торпекс Масса взрывчатого вещества, кг: 2990 кг Механизм детонации: гидростатический запал (глубина 10 м)
|