ППГ (сокращение от Подвижное пулемётное гнездо, также известна, как Объект 217) — опытная советская танкетка, созданная в ходе Советско-финской войны. Последняя танкетка, разработанная в СССР. На вооружении не состояла. История создания и устройство
Танкетка ППГ была создана конструкторским бюро ЛКЗ 1940 году под руководством Ж.Я. Котина (ведущий инженер машины — Л.Е. Сычёв). Разработки велись по заказу войск, ведших бои на Карельском перешейке. Перспективной танкетке отводилась роль максимально простой и дешёвой машины непосредственной огневой поддержки пехоты пулемётным огнём.
Танкетка имела бронекорпус прямоугольной формы, с небольшими углами наклона лобового и бортовых катаных бронелистов. Ходовая часть ППГ применительно к одному борту состояла из четырех опорных катков большого диаметра и ведущего колеса заднего расположения. Ленивец отсутствовал, и его функции выполнял передний каток. В передней части машины размещалось низкое и очень тесное боевое отделение, в лобовом бронелисте которого размещалось вооружение танкетки — два 7,62-мм пулемёта ДТ в независимых шаровых установках. Здесь же размещался боекомплект пулемётов — 1575 патронов в 25 дисковых магазинах по 63 патрона каждый.
Характерной особенностью машины являлось размещение членов её экипажа. В боевых условиях механик-водитель и командир-стрелок располагались лёжа на животе. Подобное решение позволило радикально уменьшить высоту машины (всего 86 см) и обеспечить ей, таким образом, малозаметный силует. В походном положении экипаж имел возможность, откинув крышку люка, принять более удобное положение сидя. В корме машины располагалось моторное отделение, где устанавливался горизонтально-оппозитный 2-цилиндровый карбюраторный двигатель ПМЗ воздушного охлаждения мощностью 16 л.с.
Предусматривалась возможность переброски танкетки на дальние расстояния на грузовых автомобилях.
Первый образец ППГ был изготовлен в марте 1940 года и сразу поступил на заводские испытания. По итогам последних, военные усомнились в боевой ценности новой машины. К примеру, пулемёты имели очень ограниченные углы обстрела, а длительное расположение экипажа в не самом комфортабельном положении отрицательно влияло на боеспособность машины. Кроме того, машина была совершенно бессильна против танков или противотанковой артиллерии противника. Хотя низкий силуэт в принципе способствовал выживанию машины, её скорость и подвижность не позволяли в случае угрозы оперативно отступить — машина разгонялась лишь до 18 км\ч. Наконец, к марту 1940 года боевые действия уже закончились и необходимость в танкетке отпала. В итоге, АБТУ РККА приняло решение свернуть работы над проектом, признав его бесперспективным. Предварительный заказ на партию из пяти опытных танкеток был отменен, на вооружение ППГ принята не была и в боевых действиях не применялась. ППГ Классификация танкетка Боевая масса, т 1,73 Компоновочная схема объединённое боевое и управления отделение спереди, моторно-трансмиссионное сзади Экипаж, чел. 2 История Производитель ЛКЗ Годы производства 1940 Количество выпущенных, шт. 1 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 2500 Ширина корпуса, мм 1720 Высота, мм 860 Клиренс, мм 300 Бронирование Тип брони стальная катаная Лоб корпуса, мм/град. 20 Борт корпуса, мм/град. 10 Корма корпуса, мм/град. 8 Днище, мм 8 Крыша корпуса, мм 8 Вооружение Пулемёты 2 × 7,62-мм ДТ Подвижность Тип двигателя горизонтально-оппозитный 2-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 16 Скорость по шоссе, км/ч 19 Скорость по пересечённой местности, км/ч 7 Запас хода по шоссе, км 100 Удельная мощность, л. с./т 9,25 Тип подвески жёсткая Удельное давление на грунт, кг/см² 0,23 Преодолеваемый подъём, град. 35 Преодолеваемая стенка, м 0,4 Преодолеваемый ров, м 1,0 Преодолеваемый брод, м 0,5
|