Бронеавтомобиль «Пирс-Арроу» на Ижорском заводе. 1916 год. «Пирс-Арроу» — пушечно-пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи на шасси 5-тонного грузовика Pierce-Arrow. Построен в 1916 году на Ижорском заводе в 2 экземплярах, которые, однако, русской армией в боевых действиях Первой мировой войны не применялись и использовались в качестве учебных машин. После Октябрьской революции бронемашины достались в качестве трофеев армиям Германии и Латвии, в которых использовались до 1920-х годов. История создания и конструкция
Летом 1916 года Ижорский завод получил распоряжение разработать и построить несколько бронемашин для Морского ведомства, которому бронеавтомобили требовались для охраны береговых укреплений. Для этой цели Ижорскому заводу были переданы два 5-тонных грузовика американской фирмы Pierce-Arrow. На шасси автомобилей были смонтированы достаточно простые по форме бронекорпуса, склёпанные из 4,5-мм листов катаной хромоникелевой брони. Бронеавтомобиль имел полностью бронированную кабину. В прикрытом бронещитами грузовом отсеке машины устанавливалась полностью закрытая башня с 76,2-мм горной пушкой образца 1904 года, являвшейся основным вооружением бронемашины. Вспомогательным вооружением являлись два 7,62-мм пулемета «Максим» образца 1910 года, размещённые в спонсонах. Служба и боевое применение
Бронеавтомобили «Пирс-Арроу» были готовы к концу осени 1916 года и переданы Морскому ведомству. Однако в боевых действиях они не участвовали — вместо них на фронт были отправлены 18 бронеавтомобилей «Гарфорд-Путилов» морской модификации, вооруженные более мощной 76,2-мм противоштурмовой пушкой образца 1910 года и тремя пулемётами «Максим». Вплоть до осени 1917 года «Пирс-Арроу» использовались только в качестве учебных в составе Морского запасного бронедивизиона.
Впоследствии, с приходом Октябрьской революции и развалом русской армии, бывшие укрепрайоны на балтийском побережье перешли к местным правительствам Латвии и Эстонии. Вместе с укреплениями, латышам досталось множество различного военного имущества. В числе прочего, латышам достались два пушечных броневика — один «Гарфорд» и учебный «Пирс-Арроу». Последний некоторое время под именем «Viesturs» использовался латышскими войсками и принимал участие в боевых действиях. Служба этой машины в Латвии продолжалась до середины 1920-х годов.
Второй «Пирс-Арроу» Морского ведомства в начале 1918 года был захвачен немцами. Поскольку для применения в бою машина по причине своего технического состояния не годилась, её отправили в ремонт, а после его завершения передислоцировали в тыл. Позднее бронеавтомобиль, получивший достаточно парадоксальное имя «Титаник» («Titanic»), использовался для подавления коммунистических восстаний 1918—1919 годах в Берлине и других городах Германии. Классификация Пушечно-пулемётный бронеавтомобиль Экипаж, чел. 6 История Производитель Ижорский завод Годы производства 1916 Годы эксплуатации 1916 — 1920-е Количество выпущенных, шт. 2 Основные операторы Бронирование Тип брони Стальная катаная Лоб корпуса, мм/град. 4,5 Борт корпуса, мм/град. 4,5 Корма корпуса, мм/град. 4,5 Крыша корпуса, мм 4,5 Лоб башни, мм/град. 4,5 Борт башни, мм/град. 4,5 Корма башни, мм/град. 4,5 Крыша башни, мм 4,5 Вооружение Калибр и марка пушки 76,2-мм горная пушка образца 1904 года Тип пушки нарезная Пулемёты 2 × 7,62-мм «Максим» Подвижность Тип двигателя Бензиновый, карбюраторный, 4-цилиндровый Колёсная формула 4×2 Тип подвески зависимая, на листовых рессорах
|