Разработку наземного варианта лазерного комплекса «Стилет» вело НПО «Астрофизика». Главным конструктором по направлению был Н.Д. Устинов. Разработкой шасси и установкой бортового специального комплекса занимался «Уралтрансмаш», под руководством Ю.В. Томашова. В процессе создания были изготовлены два опытных образца. Машина 1К11 прошла испытания и была принята на вооружение в 1982 году. Несмотря на принятие на вооружение серийно «Стилет» никогда не производился, а общий выпуск ограничился двумя опытными машинами.
Описание конструкции
Основной задачей 1К11 являлось противодействие оптико-электронным системам наблюдения вероятного противника, а также управление оружием на поле боя.
Ходовая часть
Лазерный комплекс был смонтирован на специальном семикатковом шасси, разработанном на базе САУ СУ-100П.
Сохранившиеся экземпляры
Один из двух экземпляров был найден любителями бронетанковой техники в конце 1990-х/начале 2000-х в отстойнике 61-ого бронетанкового ремонтного завода в Санкт-Петербурге. К настоящему времени, предположительно, машина была утилизирована.
Второй экземпляр был также найден любителями-энтузиастами в 2010 году на Харьковском танковом ремонтном заводе №171. От машины осталось только шасси, всё оборудование было демонтировано.
Оценка машины
На момент создания, 1К11 «Стилет» имел выдающиеся боевые характеристики, которые и по настоящее время соответствуют требованиям, предъявляемым к ведению оборонно-тактических операций. Разработчики комплекса 1К11 «Стилет» были награждены Ленинской и государственной премиями.
Интересные факты
Несмотря на высокий уровень секретности, присвоенный 1К11 во время разработки, данные о машине попали в руки разведки США. В серии рисунков с новыми образцами военной техники СССР, представленной Конгрессу США с целью получения дополнительных средств на программы Министерства обороны США, на одной из картинок был изображён лазерный комплекс «Стилет».
Формально 1К11 «Стилет» до сих пор состоит на вооружении Российской армии. Классификация Самоходный лазерный комплекс История Производитель Годы производства 1982 Количество выпущенных, шт. 2 Размеры Ширина корпуса, мм 3100 Клиренс, мм 400 Бронирование Тип брони стальная противопульная Лоб корпуса, мм/град. 15 Борт корпуса, мм/град. 15 Корма корпуса, мм/град. 8 Днище, мм 8 Вооружение Пулемёты 1 х 7,62-мм ПКТ Подвижность Тип двигателя В-54-105
Мощность двигателя, л. с. 400 Скорость по шоссе, км/ч 65 Запас хода по шоссе, км 300 Тип подвески индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами телескопического типа в подвесках 1-го и 7-го катков Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемый брод, м 1
|