Задолго до начала битвы за Москву, 1 июля 1941 г., по распоряжению наркома вооружения Д.Ф.Устинова, конструкторским бюро сразу нескольких заводов было поручено создать в кратчайшие сроки противотанковые и зенитные САУ, способных эффективно сдерживать натиск немецких войск. В качестве базы надлежало использовать только хорошо освоенные в производстве узлы и агрегаты (в первую очередь – автомобильные), а боевое отделение должно быть забронировано. Сроки готовности проектов определили весьма сжатые – к 15 июля.
Для выполнения этого распоряжения на заводе №92 была организована конструкторская группа под общим руководством Н.Ф.Муравьева. Инженеры рассмотрели несколько вариантов установки противотанковых орудий на различное шасси и сошлись во мнении, что наиболее оптимальной будет использование базы артиллерийского тягача Т-20 "Комсомолец” и трехосного грузовика ГАЗ-ААА. В качестве основной арисистемы была выбрана 57-мм противотанковая пушка ЗИС-2 с длиной ствола 73 калибра, бронебойный снаряд которой свободно пробивал лобовую броню любого немецкого танка. Оба прототипа, названные ЗиС-30 и ЗиС-31, были готовы с небольшим отставанием от намеченных сроков и к концу августа полностью прошли испытательный цикл. Для серийного производства более привлекательным оказался гусеничный образец, но производство ЗиС-30 продолжалось очень недолго, поскольку выпуск тягачей Т-20 был завершен в том же месяце. Чтобы заполнить образовавшуюся брешь бригада Муравьева в начале октября 1941 г. предложила новый проект. На этот раз в качестве основы был взят полугусеничный автомобиль повышенной проходимости ЗиС-22. На него установили полностью бронированную кабину водителя, а в кормовой части на лафете смонтировали пушку ЗиС-2, защищенной спереди и с бортов бронешитами. Испытания полугусеничной САУ, обозначенной как ЗиС-41, успешно прошли в ноябре 1941 г. По сумме технических характеристик она оказалась не хуже ЗиС-30, обладая при этом лучшей защищенностью боевой части. Тем не менее, распоряжения о начале серийного производства так и не последовало. Главной причиной послужила эвакуация боеприпасного завода за Урал, а также отсутствие необходимого количества стволов и шасси. В конце ноября 1941 г. все работы по ЗиС-41 свернули.
Впоследствии единственный образец противотанковой самоходной установки на полугусеничном шасси был проспособлен для других нужд. С машины сняли вооружение, превратив ЗиС-41 в бронированный транспортер-тягач. Испытания проводились в 1942 году, но дальше опытного образца работа не продвинулась.
|