Спустя всего две недели после начала Великой Отечественной войны положение на всех фронтах стало близким к критическому. Разгром в приграничных сражениях повлек за собой потерю материальной части восьми механизированных корпусов (а это около 9000 танков и 1000 бронемашин), так что на некоторых участках Западного фронта прикрывать "дыры” в обороне стало просто нечем. Отсюда родилась легенда о количественном преимуществе немецких танковых войск, хотя крупные соединения в бой бросались редко – чаще действовала батальон или рота танков при поддержке пехоты и противотанковой артиллерии. В ответ на тревожные новости с фронтов 1-го июля 1941 года нарком вооружений Ванников подписал приказ о начале разработки в кратчайшие сроки сразу три разнотипных САУ:
- завод №4 - самоходная 37-мм зенитная пушка: - завод №8 - самоходная 85-мм зенитная и противотанковая пушка; - завод №92 – самоходная 57-мм противотанковая пушка.
Справиться с таким заданием смог только коллектив завода №92 и то, спустя месяц. В августе 1941 года для сравнительных испытаний было представлено два опытных образца самоходных орудий, получивших обозначения ЗиС-31 и ЗиС-30. Первое было создано на шасси трехосного грузовика повышенной проходимости ГАЗ-ААА, а для второго основой послужил гусеничный бронированный тягач А-20 "Комсомолец”. В более выгодном положении оказался вариант на колесном шасси, суливший немало преимуществ. При установке орудия ЗиС-2 требовались минимальные доработки, при использовании ходовой части ГАЗ-ААА практически не возникало проблем с запасными частями и топливом. Вся "модификация” сводилась к демонтажу кузова с бортовыми щитами, а на освободившемся месте оборудовалась орудийная площадка. Пушка монтировалась на тумбовой установке, которая теоретически обеспечивала круговой сектор вращения, но фактически стрельбу можно было вести только впереди и в положении "по борту” (в последнем случае накладывались некоторые ограничения). Для уменьшения отдачи при стрельбе были введены две сошки, закрепленные по бортам рамы и откидываемые в боевом положении. Единственным бронированием самоходки был только четырехсекционный орудийный щит толщиной 6 мм. Спереди и сзади от орудия располагались ящики для укладки снарядов и инструмента. В остальном конструкция ГАЗ-ААА изменений не претерпела. Ходовая часть состояла из переднего управляемого моста с поворотными колесами, двухосной задней тележки с балансирной подвеской мостов на 4 продольных полуэллиптических рессорах, червячными главными передачами и 2-ступенчатым понижающим редуктором в трансмиссии, которая включала 10 передач (8 вперед и 2 заднего хода). . На машине сохранялся бензиновый 4-цилиндровый рядный двигатель ГАЗ-ММ мощностью 50 л.с. при 2800 об\мин. Кабина осталась двухместной: слева располагалось место водителя и органы управления (рулевая колонка, педали, рычаг переключение передач, приборы), справа находилось место для механика или пассажира. Расчет орудия перевозился на орудийной платформе или на отдельной машине. Массогабаритные характеристики изменились незначительно и были связаны с установкой орудия. После доработок масса ЗиС-31 повысилась примерно на 1 тонну. Геометрические размеры самой машины не менялись, если не считать выноса ствола орудия.
На испытаниях опытный образец ЗиС-31 выгодно отличался меньшей массой, а по маневренным качествам он ненамного уступал гусеничному ЗиС-30. Кроме того, из-за большей базы шасси и более широкой орудийной платформы автомобильный вариант оказался более устойчивым при стрельбе. В то же время ЗиС-30 показал лучшую проходимость по местности. Впрочем, нашлись и общие недостатки. Стрельбу с ходу обе самоходки вести не могли – конструкция не была рассчитана на высокую отдачу противотанкового орудия. В положении "по борту” стрелять также не рекомендовалось, поскольку возникала опасность переворота машины, хотя этом отношении ЗиС-31 был несколько лучше, чем ЗиС-30. Сравнив тактико-технические характеристики опытных противотанковых самоходок в ГАУ пришли к выводу, что наиболее приемлемым будет вариант с принятием на вооружение ЗиС-30. Несмотря на все преимущества ЗиС-31 гусеничный вариант САУ был полностью бронирован (за исключением боевой части) и обладал лучшими ходовыми качествами. Таким образом, для серийного производства был принят ЗиС-30, а самоходное орудие ЗиС-31 осталось только в виде прототипа. Дальнейшая судьба этой машины неизвестна.
|