Vespa 150 TAP (фр. ACMA Troupes Aeról Portées Mle. 56) — мотороллер Vespa с безоткатным орудием, разработанный для нужд французских ВДВ в 1956 году.
История
В разные времена и в разных странах осуществлялись смелые попытки скрещения различных артиллерийских систем с необычными и зачастую несоответствующими своей задаче транспортными средствами. Одним из наиболее курьёзных примеров является оснащение французскими оружейниками мотороллера Vespa (с одноцилиндровым двухтактным двигателем объёмом 145 см³ и максимальной скоростью 66 км/ч) 75-мм орудием безоткатного типа, на котором водитель мотороллера сидел во время поездки. К орудию прилагалось несколько снарядов повешенных в ящиках по бокам мотороллера.
Практичность такого оружия в условиях бездорожья вызывает сомнения, так как мотороллер отнюдь не является вездеходом, и перетаскивание мопеда с орудием через непроходимые для него участки силами водителя и возможного его пассажира (перевозка пассажира возможна, если мотороллер не перегружен) наверняка отнимут больше времени, чем переноска орудия силами расчета без мотороллера.
В настоящее время безоткатные орудия по большей части заменены противотанковыми гранатомётами, такими, например, как популярный в странах третьего мира РПГ-7. Зачастую гранатометчики пользуются кроссовыми мотоциклами с хорошей проходимостью. Такой вариант гораздо более практичен, так как гранатомётчик имеет возможность выстрелить в любую сторону практически сразу после остановки и после выстрела немедленно выйти из боя, вместо того, чтобы тратить время для извлечения орудия и его треноги из мотороллера, сборки, заряжания орудия и необходимости после выстрела либо оставить орудие и отъехать, либо тратить время на погрузку 52-килограммового орудия на мотороллер. Так или иначе, французы приобрели около 800 таких САУ (по 500 долларов за единицу) и использовали это устройство во время войн в Алжире и Индокитае. Французы довольно быстро решили, что пушка слишком тяжела для мотороллера и по большей части мотороллеры без пушек были использованы курьерами по прямому назначению. Классификация мотороллер Боевая масса, т 0,108 (с учётом пушки — 0,160) Экипаж, чел. 1 История Количество выпущенных, шт. ~800 Основные операторы Франция Размеры Длина корпуса, мм 1760 Ширина корпуса, мм 695 Высота, мм 1110 База, мм 1235 Клиренс, мм 225 Бронирование Тип брони отсутствует Вооружение Калибр и марка пушки M20, 75 мм. Подвижность Тип двигателя одноцилиндровый двухтактный Мощность двигателя, л. с. 4,5 — 10 Скорость по шоссе, км/ч 120 (макс.) Удельная мощность, л. с./т 42 — 93 Колёсная формула 2x1
|