Ракета УР-100 стала самой массовой МБР из всех принятых на вооружение РВСН. С 1966 по 1972 было развернуто 990 пусковых установок этих ракет. На УР-100 установлены совмещенные топливные баки, что уменьшило длину конструкции и привело к постоянному диаметру, равному 2 метрам.
Одной из главных задач, успешно решённых при конструировании УР-100, являлось уменьшение времени от отдачи команды на пуск до старта ракеты. Для этого был предпринят целый комплекс мер, начиная с того, что ракета могла быть заправлена всё время нахождения на боевом дежурстве — 10 лет. Для облегчения операций с ракетой и предохранения её от воздействия окружающей среды ракета помещалась в транспортно-пусковой контейнер, в котором находилась с момента выпуска на заводе до старта. Вместе с этим контейнером ракета транспортировалась по железной дороге и на грунтовой тележке, вместе с ним устанавливалась в шахту. Заправочные горловины были выведены на верхний шпангоут контейнера. Торцы контейнера были закрыты гибкими многослойными диафрагмами с вшитой тросовой системой, которая срывала их при пуске ракеты.
Весь комплекс принятых мер привёл к тому, что от получения команды до пуска проходило менее 3 минут. В большой мере это время лимитировалось временем раскрутки гироскопов. В инерциальной системе управления использовалась гиростабилизированная платформа с тремя двухстепенными гироблоками поплавкового типа. В отличие от американских ракет Минитмен, с которыми приходилось «конкурировать», УР-100 имела узлы вращения гироскопов на обычных подшипниках, что делало невозможным поддержку гироскопов в раскрученном состоянии в течение боевого дежурства. Первоначально ракета была снабжена радиокомандным комплексом коррекции бокового отклонения, затем он был снят. Для увеличения точности использовалась система стабилизации центра масс, датчиками в которой были поплавковые интегрирующие акселерометры бокового и нормального ускорения, и системой регулирования кажущейся скорости.
Могла использоваться, как МБР, с «лёгкой» ГЧ массой 770 кг, или как БРСД с более мощной ГЧ около полутора тонн. Аварии с участием УР-100
5 августа 1967 года в ходе проведения регламентных работ в ШПУ на ракете в 36-й ракетной дивизии (Красноярск-66) произошёл запуск двигателя УР-100 и последовавший за этим взрыв. В результате катастрофы погибло 13 человек Тип МБР Статус снята с вооружения в 1974 Разработчик ОКБ-52 Главный конструктор В. Н. Челомей Годы разработки 30 марта 1963 - 1966 Начало испытаний ЛКИ: 19 апреля 1965 - 27 октября 1966 Принятие на вооружение 21 июля 1967 Производитель ГКНПЦ имени М. В. Хруничева Годы производства 1966-1974 Годы эксплуатации 24 ноября 1966 - 1974 Основные эксплуатанты РВСН ВС СССР Модификации УР-100К, УР-100Н Основные технические характеристики: Максимальная дальность: 10600-12000 км Забрасываемый вес: 760-1500 кг (1х0,5 или 1х1,1 Мт) Точность (КВО): 1,4 км
|