В середине 1930-ых годов в польскую армию приняли 37-мм пушку Bofors. В Бронетанковом Управлении (польск. Dowodztwie Broni Pancernej) предложили установить пушку на танковое шасси. Несмотря на то, что ранние попытки были неудачны, польская армия решила использовать танкетку TKS.
В феврале 1936 года специалисты из BBT Br.Panc. приступили к проработке проекта легкой противотанковой самоходки. В июне он поступил на рассмотрение военной комиссии. Машина получила официальное обозначение TKS-D. По документам он расшифровывался как «czolgowa laweta dzialka piechoty Bofors 37 mm» (польск. танковый лафет 37-мм пехотного орудия Bofors).
Описание
Для максимальной модернизации ходовую часть изменили до уровня тягача C2P, установив на каждый борт по две тележки с двумя катками и ведущие колёса. Масса ходовой части составляла 2 с половиной тонны, а при установке пушки и корпуса вырастала всего до 3,1 т. Корпус собирался из листов катаной броневой стали. Пушку размещали ближе к левому борту. Экипаж состоял из 4 человек: командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего. Танкетка была предусмотрена и для буксировки лёгких орудий. На самоходном орудии устанавливался бензиновый 4-тактовый 6-цилиндровый двигатель Polski Fiat 1228 мощностью 46 кВт при 2800 об\мин и жидкостной системой охлаждения. Рядом располагался топливный бак, рассчитанный на 70 литров бензина.
Конструкторы
Для танкетки-самоходки создали колёсный прицеп (польск. przyczepa pancerna amunicyjne-osobowa). Над ним, как и над машиной, трудились инженеры А.Фабриковский (польск. A.Fabrykowski), С.Степковский (польск. S.Stepkowski) и Р.Зембровский (польск. R.Zembrzycki), а также майор Р.Гундлах (польск. R.Gundlach) и капитан Й.Суходольский (польск. J.Suchodolski).
Испытания
В апреле 1937 года была закончена постройка двух опытных образцов, которые 13 мая были представлены на ходовые испытания. На испытания в Учебном Бронетанковом Центре (польск. Centrum Wyszkolenia Broni Pancernych) в Модлине в течении 1937-1938 годов танкетки показали неплохие результаты. По основным параметрам TKS-D не отличалась от танкетки TKS, однако бронирование было признано слабым. Усилить толщину бронелистов инженеры не решились, дабы не нагружать ходовую часть.
Служба
С 26 по 30 июня 1937 года один из прототипов демонстрировался королю Румынии Каролю II и наследному принцу Михаю. TKS-D произвел неплохое впечатление, но румыны не решились закупить машины. представители румынской армии ограничились только ознакомлением с конструкцией. В скором времени оба самоходных орудия передали в состав 10-й моторизованной кавалерийской бригады, где из них был организован отдельный противотанковый взвод. Это подразделение неоднократно участвовало в маневрах польской армии, однако самоходки использовались чаще всего для обучения танкистов в Учебном Центре в Барыче. В октябре 1938 года взвод самоходных орудий принял участие в аннексии Заолжья, которое проводилось под предлгом защиты польского населения от неминуемой немецкой оккупации.
Накануне войны обе TKS-D находились в распоряжении противотанкового взвода разведывательного дивизиона 10-й бригады. После начала боевых действий взвод был выдвинут к границе и участвовал в арьергардных боях. Точных сведений об их использовании против частей вермахта не сохранилось. По наиболее достоверным данным, один TKS-D был потерян в бою на реке Нимцов 5 сентября. Вторая самоходка была уничтожена 10 сентября под Альбеговым. Классификация самоходная артиллерийская установка Боевая масса, т 3,1 Экипаж, чел. 4 История Производитель BBT Br.Panc. Годы производства 1936-1937 Количество выпущенных, шт. 2 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 2850 Длина с пушкой вперёд, мм 3260 Ширина корпуса, мм 1800 Высота, мм 1240 База, мм 1750 Колея, мм 1450 Клиренс, мм 300 Бронирование Тип брони катаная Лоб корпуса, мм/град. 6 Борт корпуса, мм/град. 6 Корма корпуса, мм/град. 4 Днище, мм 4 Щиток орудия, мм/град. 6 Вооружение Калибр и марка пушки 37-мм противотанковая пушка wz.36 Тип пушки противотанковая Боекомплект пушки 80 Углы ВН, град. от −10 до +25° Углы ГН, град. 50° Дальность стрельбы, км 1 Прицелы оптический Подвижность Тип двигателя бензиновый 6-цилиндровый Polski Fiat 122B Мощность двигателя, л. с. 62,5 Скорость по шоссе, км/ч 42 Запас хода по шоссе, км 220 Запас хода по пересечённой местности, км 120 Удельная мощность, л. с./т 14,8 Преодолеваемый подъём, град. 38 Преодолеваемый ров, м 1,2 Преодолеваемый брод, м 0,5
|