В конце 1942 года, в условиях острой нужды войск в бронетранспортёрах и отсутствия подходящих для их создания отработанных шасси повышенной проходимости, Заводом имени Сталина в инициативном порядке была начата разработка на базе освоенного незадолго до этого шасси серийного полугусеничного автомобиля ЗИС-42 проекта бронетранспортёра, получившего обозначение ТБ-42. В начале 1943 года был построен полноразмерный макет машины с деревянным корпусом. После осмотра макетного образца военной комиссией были сделаны отдельные замечания разработчикам насчёт необходимости доработки компоновки, конструкции бронированного корпуса и внутреннего оснащения, однако в целом машина была оценена достаточно положительно и заводу было предложено разработать эскизный проект с учётом замечаний. Обновлённый проект был утверждён ГАБТУ и к середине июня 1943 предполагался выпуск опытной партии из пяти машин. Тем не менее, оценив к этому времени дальнейшие работы по созданию бронетранспортёра на изначально малопригодной для создания машин этого класса (в силу ряда конструктивных особенностей гусеничного движителя и его низкой надёжности) базе ЗИС-42 как бесперспективные, ЗИС отказался от постройки опытных машин и прекратил работы над проектом.
Описание конструкции
Машина имела капотную переднемоторную, заднеприводную автомобильную компоновку; моторно-трансмиссионное отделение размещалось в лобовой, совмещённое с боевым отделение управления — в центральной, а десантное отделение — в кормовой части. Экипаж состоял из 2 человек (механика-водителя и командира, также выполнявшего функции стрелка), десант составляли 14 человек.
Вооружение
Вооружение машины должно было состоять из 7,62-мм танкового пулемёта ДТ-29, предусматривалась также возможность ведения десантом огня из личного оружия через 14 амбразур в бортовых бронелистах десантного отделения.
Ходовая часть
Ходовая часть — полугусеничная, аналогичная базовой машине. Движитель состоял из двух передних поворотных колёс и двух задних тележек с гусеничным движителем.
Гусеничный двигатель, применительно к одному борту, состоял из ведущего колеса спереди, направляющего сзади и расположенной между ними балансирно подвешенной на полуоси заднего моста системы из четырёх попарно сблокированных опорных катков.
Подвеска переднего и заднего мостов — на листовых рессорах.
Классификация бронетранспортёр Боевая масса, т 8,5 Компоновочная схема моторно-трансмиссионное отделение спереди, отделение управления в середине, десантное отделение сзади Экипаж, чел. 2 Десант, чел. 14 История Производитель Завод имени Сталина Годы производства 1943 Количество выпущенных, шт. 1 (макетный образец) Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 6097 Ширина корпуса, мм 2360 Высота, мм 2250 Бронирование Тип брони стальная, противопульная Вооружение Пулемёты 1 × 7,62-мм ДТ-29 Подвижность Тип двигателя карбюраторный 6-цилиндровый воздушного охлаждения ЗИС-5М Мощность двигателя, л. с. 80 Скорость по шоссе, км/ч 30—35 Запас хода по шоссе, км 150 Удельная мощность, л. с./т 9,4 Колёсная формула Полугусеничная ходовая часть с управляемыми колесами переднего моста Тип подвески на листовых рессорах (передний и задний мост) балансирная (гусеничные тележки) Преодолеваемый подъём, град. 22 Преодолеваемый брод, м 0,6
|