Танки ТА (ТА-1, ТА-2, ТА-3, также обозначались как Т-1001, Т-1002 и Т-3 соответственно) — проекты советских средних и тяжёлых танков 1930-х годов. Одни из первых полноценных средних и тяжёлых танков полностью отечественной разработки. Разрабатывались под общим руководством В. Асафова на базе экспериментального среднего танка ТГ, в основном в направлении упрощения и удешевления последнего. Отличались рядом оригинальных решений, однако не были приняты на вооружение — вместо них в серию пошел тяжёлый танк Т-35. История разработки
В 1930-1931 годах в СССР под руководством немецкого инженера Эдуарда Гротте был разработан и испытывался экспериментальный средний танк ТГ. По итогам испытаний танк не был принят на вооружение, однако комиссия отмечала множество положительных черт ТГ, главным образом — очень мощное для среднего танка вооружение. Поэтому еще в ходе достройки и испытаний ТГ в начале 1931 г. ЭКО ОГПУ ориентировало группу конструкторов под руководством В. Асафова на совершенствование идей Гротте в направлении снижения сложности и стоимости танка.
ТА-1 (Т-1001)
Уже в апреле 1931 г. группа Асафова предложила проект маневренного (среднего) танка под индексом Т-1001, или ТА-1 (что иногда расшифровывается как «танк Асафова»). Танк унаследовал от ТГ форму корпуса, компоновку и вооружение, но ходовая часть и трансмиссия были проще и надежнее. Конструкторами была выбрана индивидуальная пружинная подвеска Кристи на пяти парах катков, а также гусеница гребневого зацепления по типу Кристи. В качестве силовой установки изначально планировался авиационный двигатель типа «Либерти», но поскольку в тот момент промышленность осваивала лицензионный выпуск BMW-IV, проект был скорректирован под него.
Внешне танк сильно напоминал ТГ. Артиллерийское вооружение состояло из 37-мм пушки ПС-2 и 76,2-мм пушки ПС-19 и располагалось так же, как и на ТГ. Однако поскольку индивидуальная пружинная подвеска имела большой ход опорных катков, а боекомплект в башнях был размещен вдоль стенок стоймя, установить два бортовых пулемета не представлялось возможным. Поэтому окончательная версия Т-1001 имела лишь три пулемета (курсовой и кормовые башенные) вместо пяти планировавшихся ранее.
Куполообразные полусферические башни танка должны были изготовляться штамповкой и сваркой и защищаться броней толщиной 13 мм (малая) и 20 мм (большая). Командир и механик-водитель располагали стробоскопическими приборами наблюдения, идентичными установленным на ТГ.
Боевой вес танка составлял 18–18,5 т. При этом максимальная скорость движения по шоссе должна была составлять не менее 50 км/ч.
Однако завершение проектных работ по ТА-1 совпало с началом увлечения колесно-гусеничным движителем, и КБ Асафова получило задание на переработку проекта под колесно-гусеничный ход.
ТА-2 (Т-1002)
ТА-2 (Т-1002) в целом сохранил все особенности предшественника, но был и ряд существенных изменений.
Изменения коснулись в основном ходовой части. ТА-2 имел три пары обрезиненных катков большого диаметра (для движения на колесах) и поднимаемую парой опорных катков на свече для обеспечения маневренности на колесном ходу. При движении на колесах задняя пара катков становилась ведущей (привод от бортовых фрикционов). Приводы управления из-за крайне плотной компоновки танка пришлось делать пневматическими (как и на ТГ), что негативно сказалось на сложности конструкции и цене танка в целом.
Кроме того, танк снова получил бортовые пулеметы для лучшей «зачистки» окопов. Интересно, что пулеметы устанавливались непосредственно под верхней ветвью гусеницы.
Расчеты показывали, что подвижность танка, масса которого выросла до 27 т, ожидалась в целом неплохой — до 80 км/ч на колесах и до 50 км/ч на гусеницах, однако низкий запас хода не вполне удовлетворял военных. Кроме того, в технической документации были обнаружены ошибки. Все это побудило конструкторов начать проектирование третьего танка — Т-3.
ТА-3 (Т-3)
ТА-3 относился уже к тяжёлым танкам, так как имел массу свыше 32 т.
Колесно-гусеничный ход был сохранен, но длина танка возросла до 8 метров, что давало определенные преимущества при преодолении рвов, но отрицательно сказалось на ходовых качествах машины.
В конструкции ТА-3 проектировщики ушли от трехъярусной установки вооружения. Две пушки (37-мм и 76,2-мм) устанавливались в лобовой части полусферической башни, но имели независимую наводку. Вместо пулеметов Максим в танке устанавливались пулеметы ДТ. Бронирование машины составляло 20–40 мм. Проектная скорость танка на гусеницах составляла 45 км/ч, а на колесах — до 70 км/ч.
Интересно, что ТА-3 должен был иметь герметичный корпус. Планировалась установка на танк комплекса «противогазной защиты» от отравляющих веществ конструкции Института химобороны с приточной вентиляцией через поглотительный фильтр.
Кроме того, на танк планировалось поставить радиостанцию дальнего действия — устойчивая связь должна была обеспечиваться на удалении до 50 км.
Проект Т-3 в целом удовлетворял требованиям Управления Механизации и Моторизации РККА, и в начале 1932 года рассматривался в качестве возможного кандидата на серийное производство. Однако по целому ряду критериев предпочтение было отдано пятибашенному Т-35 и проект Т-3 так и остался нереализованным.
ТА-1 Классификация Средний танк Боевая масса, т 18 Компоновочная схема классическая Экипаж, чел. 5 История Годы производства не был построен Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 7500 Ширина корпуса, мм 3000 Высота, мм 2840 Клиренс, мм 340 Бронирование Тип брони стальная катаная Лоб корпуса, мм/град. 22 Борт корпуса, мм/град. 20 Корма корпуса, мм/град. 20 Днище, мм 8 Крыша корпуса, мм 8 Лоб башни, мм/град. 13 (малая) 20 (большая) Борт башни, мм/град. 13 (малая) 20 (большая) Корма башни, мм/град. 13 (малая) 20 (большая) Крыша башни, мм 8 Вооружение Калибр и марка пушки 1 х 76,2-мм конструкции Гротте-Сячентова 1 х 37-мм ПС-1 Тип пушки танковая Боекомплект пушки 50 х 76,2-мм 80 х 37-мм Прицелы телескопический Пулемёты 3 x 7,62-мм Максим ~3000 патронов Подвижность Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый карбюраторный авиационный четырехтактный воздушного охлаждения BMW-IV Мощность двигателя, л. с. 300 Скорость по шоссе, км/ч 50 Скорость по пересечённой местности, км/ч ? Запас хода по шоссе, км ? Запас хода по пересечённой местности, км ? Удельная мощность, л. с./т 12 Тип подвески индивидуальная пружинная, типа Кристи Преодолеваемый подъём, град. ? Преодолеваемая стенка, м ? Преодолеваемый ров, м ? Преодолеваемый брод, м ?
|