Т-44 — советский средний танк. Был создан в 1943—1944 годах конструкторским бюро Уралвагонзавода под руководством А. А. Морозова и предназначался для замены Т-34 в роли основного среднего танка РККА. Несмотря на значительное внешнее сходство с Т-34-85, конструктивно Т-44 имел с ним мало общего и являлся представителем качественно нового поколения танков, к которому относился и послевоенный Т-54.
Серийное производство Т-44 началось в 1944 году, однако в ходе Великой Отечественной войны оно велось в ограниченных масштабах с целью не допустить сокращения выпуска Т-34-85 в период осуществления масштабных наступательных операций. После войны производство Т-44 продолжалось до 1947 года, всего было выпущено 1823 танка этого типа. В боевых действиях Великой Отечественной войны Т-44 участия не принимал. Его выпуск ограничился сравнительно малым количеством и в роли основного среднего танка он так и не сменил Т-34-85, который был заменён уже Т-54. Тем не менее, Т-44, неоднократно модернизируясь, оставались на вооружении Советской армии вплоть до 1970-х годов. История создания и производства
Имея значительное внешнее сходство с Т-34-85, Т-44 кардинально отличался от него габаритами, компоновкой и устройством. Поперечное расположение двигателя позволило сократить длину корпуса, сэкономить вес, а эту экономию использовать для усиления бронезащиты. Было увеличено боевое отделение и улучшены условия работы экипажа. Боковые стенки корпуса стали вертикальными, а монолитный лобовой лист установили под углом 60°. В связи с новой компоновкой удалось сместить к центру корпуса башню, приобретшую более обтекаемую форму, что повысило её снарядостойкость. На освободившемся месте был размещён люк механика-водителя, устанавливавшийся на Т-34 в лобовом листе. Значительно были улучшены все агрегаты и механизмы танка. Нагрузка на катки распределялась равномерно, что позволило нарастить лобовую броню до 120 мм.
Танк был принят на вооружение в июле 1944 года, и до окончания войны в Харькове на перевезённом из Кирова заводе № 38 было построено 190 машин, которые так и не успели принять участия в военных действиях.
Выпуск Т-44 продолжался до 1947 года и составил 1823 единицы. Сразу же после войны была предпринята попытка модернизировать танк, установив 100-мм пушку ЛБ-1 и стальные противокумулятивные экраны, но новая машина получилась переутяжелённой и на вооружение принята не была. Ходовая часть Ходовая часть Т-44 состояла из ведущих колёс, по конструкции аналогичных Т-34, за исключением того, что для улучшения условий зацепления роликов колеса с гребнями траков при износе шарниров траков его диаметр был увеличен до 650 мм (против 635 мм у Т-34).
Опорные катки Т-44 были сдвоенными с наружными резиновыми бандажами и отличались от катков Т-34 уменьшенным диаметром — 780х660х150. Танк имел индивидуальную торсионную подвеску, в корне отличающуюся от подвески Т-34 — подвески типа «Кристи». Отказ от пружинных «свечей» позволил уменьшить внутреннее заброневое пространство, уменьшить габариты машины и улучшить условия обитаемости экипажа, улучшить технологичность изготовления и упростить обслуживание. Таким образом именно Т-44 поставил точку в истории колесно-гусеничных танков в СССР, одной из наиболее ярких особенностей которых и была подвеска «Кристи». Гусеничные цепи Т-34 и Т-44 были унифицированы. Эксплуатация
В 1961 году все танки прошли модернизацию с целью унификации ходовой части с основным советским танком Т-54. Кроме того, машины, получившие обозначение Т-44М, получили приборы ночного наблюдения и увеличенный боекомплект, а на командирском Т-44МК за счёт уменьшения боекомплекта установили вторую радиостанцию. В 1965 часть Т-44 были переоборудованы в бронированные тягачи БТС-4, а в 1966 году оставшиеся танки оборудовали двухплоскостным стабилизатором вооружения, повышающим точность ведения стрельбы с ходу. Эти машины получили обозначение Т-44С. В конце 1970-х годов Т-44 был снят с вооружения Советской армии.
Единственным вооруженным конфликтом в котором участвовал Т-44 была Операция «Вихрь». Кроме того, под конец своей службы им всё же довелось «участвовать» в Великой Отечественной войне в роли немецких танков Pz VI «Тигр» в фильме «Освобождение». После соответствующей переделки танки оставались отличимы от немецких машин. В 2004 году этот танк изображал Pz VI «Тигр» уже в фильме «Бункер». Также этот танк можно увидеть в фильмах «Отец солдата» и «На дорогах войны», где он «играет» роль Т-34 Т-44 Классификация средний танк Боевая масса, т 31,0 Компоновочная схема классическая Экипаж, чел. 4 История Производитель Годы производства 1944—1947 Годы эксплуатации 1945 — конец 1970-х Количество выпущенных, шт. 1823 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 6070 Длина с пушкой вперёд, мм 7650 Ширина корпуса, мм 3180 Высота, мм 2410 База, мм 3800 Колея, мм 2630 Клиренс, мм 425 Бронирование Лоб корпуса (верх), мм/град. 90 / 60° Лоб корпуса (низ), мм/град. 90 Борт корпуса, мм/град. 75 Корма корпуса, мм/град. 30—45 Днище, мм 15 Крыша корпуса, мм 20 Лоб башни, мм/град. 120 Борт башни, мм/град. 75 Корма башни, мм/град. 75 Крыша башни, мм 20 Вооружение Калибр и марка пушки 85-мм ЗИС-С-53 обр. 1944 года Тип пушки нарезная пушка Длина ствола, калибров 54,6 Боекомплект пушки 58 Углы ВН, град. −5…+25° Прицелы телескопический ТШ-16 Пулемёты 2 × 7,62-мм ДТМ Подвижность Тип двигателя В-44
Марка: В-44 Тип: дизельный Конфигурация: V12 Цилиндров: 12 Охлаждение: жидкостное
Мощность двигателя, л. с. 500 Скорость по шоссе, км/ч 60 Скорость по пересечённой местности, км/ч 25..30 Запас хода по шоссе, км 200..250 Запас хода по пересечённой местности, км 180..200 Удельная мощность, л. с./т 15,6 Тип подвески индивидуальная торсионная Удельное давление на грунт, кг/см² 0,83 Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стенка, м 0,73 Преодолеваемый ров, м 2,5 Преодолеваемый брод, м 1,3
|