История создания
Одной из характерных особенностей советского (и не только) танкостроения 1930-х годов являлась большая работа по разработке и созданию колесно-гусеничных танков. Применение колесно-гусеничного движителя сильно усложняло силовую передачу и ходовую часть танков, однако давало явный выигрыш в скорости. Кроме того, таким образом решалась проблема низкого ресурса гусениц, не позволявшего танкам тех лет совершать длительные марши. Наконец, предполагалось, что в случае повреждения гусеничного движителя экипаж будет просто сбрасывать разбитую гусеницу, пусть теряя в проходимости танка, но сохраняя его подвижность.
В программе развития автобронетанковых войск РККА колесно-гусеничные танки занимали существенное место. Предполагалось, помимо имевшихся в наличии лёгких танков серии БТ, разработать также средний танк с колесно-гусеничным движителем.
Разработка среднего колёсно-гусеничного танка в СССР началась в 1933 году с подготовки Автобронетанковым бюро техотдела ЭКУ ОГПУ ряда эскизных проектов танков, представлявших собой дальнейшее развитие танка БТ-2 и во многом опиравшихся на разработанный недавно танк Т-28. Основной из них, носивший условное обозначение ПТ-1, имел привод на три пары опорных катков (при движении на гусеницах), а также обладал способностью плавать. Также было разработано пять полностью «сухопутных» вариантов танка, из которых наибольший интререс среди военных вызвали 4-й и 5-й проекты под общим названием ИТ-3 («истребительный танк, третий»). Машина имела массу в 17—20 т (в зависимоти от бронирования), защищалась противопульной броней и вооружалась 76,2-мм орудием и пулеметами калибра 7,62 и 12,7 мм. Двигатель М-17Б мощностью в 500 л.с. должен был разгонять машину до 60 км/ч на гусеницах и 80 км/ч — на колесах. Экипаж составлял 4 человека. В 1934 году, после доработки этих двух проектов, на ленинградском Кировском заводе, где в то время разворачивался выпуск Т-28, были построены опытные танки Т-29-4 и Т-29-5. Проект разрабатывался под общим руководством Н. В. Цейца, непосредственное участие в разработке танка принимал Н.А. Астров. Между собой танки различались бронированием (15-20 или 20-33 мм соответственно), массой (16 или 23,5 т) и рядом других параметров. По компоновке и вооружению танки были одинаковы и соответствовали Т-28.
В 1934—1935 годах танки Т-29 прошли множество испытаний, в том числе и сравнительных с Т-28. По их итогам был сделан вывод, что Т-29, хотя и более сложен в производстве, но представляет большой интерес ввиду высокой скорости и хорошей маневренности.
По результатам испытаний в 1936 году на Кировском заводе изготовили эталонный образец Т-29. Планировалось в 1937 году развернуть его серийное производство, из-за чего даже была сокращена программа выпуска Т-28, однако ввиду большого количества недостатков Т-29 в своем имеющемся виде военных не удовлетворял. Согласно постановлению ГКО при СНК СССР № 14сс от 25 мая 1937 года, завод должен был переработать проект танка и разработать новый образец, с утолщенными бронелистами из цементированной брони, установленными наклонно.
Эта машина, обозначенная как Т-29-Ц, была разработана под руководством Н. В. Цейца в рекордные сроки и уже 4 июля представлена на рассмотрение ГКО. Проект сильно отличался от эталонного Т-29. Была удлиннена ходовая часть, получившая 5 пар опорных катков (из них три ведущих и две управляемых) вместо 4 у эталонного Т-29. Машина весом 30 тонн защищалась 30-мм броней и была вооружена 76,2-мм пушкой Л-10, пятью пулеметами ДТ и двумя пулеметами ДК. Вооружение размещалось в трех башнях. Экипаж составлял шесть человек.
Т-29-Ц получил одобрение военных, и к 1 июля 1938 года планировалось изготовить опытный образец, но осенью 1937 года все работы в этом направлении были неожиданно свернуты, а Кировский завод продолжил выпускать танки Т-28 в прежнем объеме. Причины этого не совсем понятны, но, по ряду данных, такое решение было связано с арестом Н. В. Цейца как «вредителя» в сентябре 1937 года.
Корпус Т-29 представлял из себя трехбашенный танк, аналогичный по компоновке танку Т-28. Однако корпус претерпел ряд изменений, в частности, стал несколько шире (на 350 мм) и выше (на 200 мм), что произошло за счет размещения элементов подвески внутри бронекорпуса. Кроме того, произошли мелкие изменения конфигурации ряда элементов. Корпус сваривался из катаных бронелистов толщиной от 10 до 30 мм.
Башни
Главная башня кругового вращения по конструкции была аналогична башне артиллерийского танка Т-26-4 с увеличенным на 100 мм диаметром погона. В передней части башни в маске на цапфах размещалась танковая пушка КТ-28 (были попытки разместить еще недоработанную пушку ПС-3). Справа от нее и в задней стенке башни имелись независимые шаровые установки с пулеметами ДТ. На крышке башенного люка была предусмотрена установка зенитной турели для еще одного ДТ. Для посадки и высадки экипажа главная башня имела два поворотных люка в крыше и один (прямоугольной формы) — в кормовом бронелисте.
Малые башни по конструкции повторяли башни Т-28 и вооружались одним пулеметом ДТ в шаровой установке каждая. Сектор вращения составлял 165°.
Вооружение
В качестве главного вооружения использовалась универсальная танковая пушка ПС-3, установленная в главной башне (рассматривались варианты вооружения танка пушкой КТ-28 образца 1927/32 года). Впоследствии вместо пушки ПС-3 была установлена танковая пушка Л-10.
Вспомогательное вооружение состояло из состояло из четырёх 7,62-мм пулемётов ДТ, расположенных в шаровых установках (в передней и задней частях главной башни и в пулеметных башнях). Еще один пулемет ДТ мог располагаться на турельной установке на люке главной башни.
Боекомплект состоял из 67 унитарных выстрелов к пушке и 6615 патронов к пулемётам (105 магазинов по 63 патрона в каждом).
Двигатель и трансмиссия
В качестве силовой установки использовался V-образный авиационный карбюраторный двигатель М-17Т или М-17Ф водяного охлаждения мощностью 500 л.с. с двумя двойными карбюраторами «Зенит» КД-1. Пуск двигателя производился с помощью электростартера «Бош» мощностью 6 л.с. (4,4 кВт) и сжатого воздуха. В системе зажигания использовались два магнето «Сцинтилла». Для облегчения пуска двигателя использовалось пусковое магнето «Бош». Емкость топливных баков составляла 600 л, что обеспечивало запас хода по шоссе на колесном ходу — 300 км, на гусеничном ходу — 200 км.
Трансмиссия была аналогична трансмиссии танка Т-28 и состояла из главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки перемены передач (пять передач вперед, одна — назад), многодисковых сухих бортовых фрикционов и двухрядных бортовых передач с ленточными тормозами. В качестве механизма поворота при движении на колесном ходу использовался простой дифференциал.
Ходовая часть Ходовая часть применительно к одному борту состояла из четырех обрезиненых опорных катков большого диаметра. При движении на колесном ходу три пары задних опорных катков были ведущими, передняя — управляемой. При движении на гусеничном ходу гусеница приводилась в движение ведущим колесом заднего расположения. Впереди располагался ленивец с винтовым механизмом натяжения. Также имелось три поддерживающих ролика. В ходовой части применялаь индивидуальная подвеска системы Кристи со спиральными пружинами.
Мелкозвенчатые гусеницы цевочного зацепления шириной 500 мм обеспечивали танку высокую проходимость.
Интересно, что скорости движения машины на гусеничном и колесном ходу были по возможности сближены. Такое сближение скоростей (синхронизация) было сделано специально для возможного комбинированного применения движителей (в этом случае можно было двигаться, используя с одной стороны гусеничный, а с другой — колёсный движитель).
Средства наблюдения и связи
Как и у Т-28, средства наблюдения танка Т-29 представляли собой простые смотровые щели (по одной по бортам главной башни, по внешним бортам пулемётных башен и в крышке люка механика-водителя), закрытые с внутренней стороны сменным триплексным стеклоблоком, обеспечивавшим защиту от пуль, осколков снарядов и брызг свинца при обстреле бронебойными пулями. Командир танка также располагал перископическим панорамным прибором наблюдения ПТК, защищенным бронеколпаком.
На танке Т-29 устанавливались радиостанция 71-ТК-1 и внутреннее переговорное устройство СПУ-7-Р.
Электрооборудование
Электрооборудование танка выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторных батареи 6СТА-6 или 6СТА-9 напряжением 12 В, ёмкостью 144 А·ч и 96 А·ч соответственно, а также динамо-генератор «Сцинтилла» мощностью 1000 Вт, напряжением 12 В.
Эксплуатация и боевое применение
Достоверных сведений о боевом применении трех изготовленных образцов Т-29 нет.
Т-29-4 был передан на полигон в Кубинке, где находился до начала Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года он был передан в состав 22-й танковой бригады. Что было с ним потом — неизвестно.
Т-29-5 был разобран в 1938 году.
Эталонный Т-29 в том же году был перевооружен пушкой Л-10. После начала советско-финской войны этот танк был отремонтирован и 13 февраля 1940 года «убыл в распоряжение АБТВ 13-й армии». Однако о боевом применении танка ничего не известно, равно, как и о его дальнейшей судьбе.
Оценка машины
Несомненно, Т-29 был оригинальной машиной, на которой был применен ряд интересных технических решений. Привод на три оси позволил значительно увеличить динамические характеристики машины, а мощное вооружение наряду с броней, надежно защищавшей от пуль и осколков снарядов, делало Т-29 весьма перспективным танком.
Но вместе с тем танк имел множество недостатков, в частности, колесно-гусеничный движитель сильно усложнял его конструкцию, что приводило к трудностям в производстве и эксплуатации. Кроме того, танку были присущи все недостатки многобашенной схемы, такие, как невозможность увеличения бронирования и сложность производства самого корпуса.
Однако, принимая во внимание вес танка, калибр артиллерийского вооружения и скорость движения на гусеницах, нельзя не признать созданный в 1936 году танк Т-29 одной из важных ступеней на пути поиска нового типа среднего танка, который в конечном итоге завершился созданием легендарного Т-34. Т-29 (эталонный) Классификация средний танк Боевая масса, т 24 Компоновочная схема классическая, трёхбашенная Экипаж, чел. 5 История Производитель Кировский завод Годы производства 1934—1937 Количество выпущенных, шт. 5 опытных Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 7324 Ширина корпуса, мм 3220 Высота, мм 2820 Клиренс, мм 500 Бронирование Тип брони стальная катаная гомогенная Лоб корпуса (верх), мм/град. 30 Лоб корпуса (середина), мм/град. 15 Лоб корпуса (низ), мм/град. 30 Борт корпуса, мм/град. 20 Корма корпуса, мм/град. 30 Днище, мм 10 Крыша корпуса, мм 10 Лоб башни, мм/град. 20 Маска орудия, мм/град. 20 Борт башни, мм/град. 20 Корма башни, мм/град. 20 Крыша башни, мм 10—15 Вооружение Калибр и марка пушки 76-мм КТ-28 обр. 1927/1932 года либо ПС-3 Тип пушки танковая Длина ствола, калибров 16,5 Боекомплект пушки 78 Углы ВН, град. +25/-5 Углы ГН, град. 360 (главная башня) 165 (малая башня) Прицелы телескопический ТОП обр. 1930 года, перископический ПТ-1 обр. 1932 года Пулемёты 5 × 7,62-мм ДТ Подвижность Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Ф Мощность двигателя, л. с. 500 при 1450 об/мин Скорость по шоссе, км/ч 56 (на гусеницах) 81 (на колесах) Скорость по пересечённой местности, км/ч ~ 50 (на гусеницах) Запас хода по шоссе, км 200 (на гусеницах) 300 (на колесах) Запас хода по пересечённой местности, км 200 (на гусеницах) Удельная мощность, л. с./т 20,8 Тип подвески подвеска Кристи (свечная) Преодолеваемый подъём, град. 35 Преодолеваемая стенка, м 1,2 Преодолеваемый ров, м 3,3 Преодолеваемый брод, м 1,4
|