Т-27 являлась классической танкеткой, не имеющей башни. Компоновка танкетки отличалась большой плотностью. В передней части корпуса находилась трансмиссия, в средней части — двигатель и в задней части — экипаж, состоящий из 2 человек (механика-водителя и командира-пулемётчика). В верхней части корпуса имелось 3 откидывающихся колпака, закрывающих доступ к местам механика-водителя, командира-пулемётчика и к силовой установке. Вооружение
Танкетка была вооружена одним 7,62-мм пулемётом ДТ, расположенном в переднем щитке корпуса справа. Характеристики пулемёта: Начальная скорость: 840 м/с. Углы наведения по вертикали: от −10 до +10 градусов. Угол наведения по горизонтали: 20 градусов (по 10 градусов вправо и влево). Прицелы: диоптрический, мушка. Скорострельность максимальная: 600 выстр/мин. Скорострельность практическая: 80—125 выстр/мин. Прицельная дальность: 1000 м. Ёмкость магазина: 63 патрона.
Боекомплект пулемёта составлял 2520 патронов (40 магазинов), впоследствии боекомплект уменьшили до 28 магазинов (1764 патрона). Бронирование
Броневая защита танкетки изготавливалась из листов катаной гомогенной брони, соединённой болтами и заклёпками на уголковом каркасе (на части машин применялась сварка). Броневые листы корпуса размещались по большей части вертикально, без наклона (за исключением части лобовой брони и верхних колпаков). Толщина брони в основном 10 мм (колпаки, кроме лобовой части, 6 мм). Бронирование обеспечивало защиту только от пуль стрелкового оружия и осколков мин и снарядов, да и то не во всех случаях.
Подвижность
Танкетка была снабжена маховиком вперёд четырёхтактным четырёхцилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения Форд-АА (ГАЗ-АА) мощностью 40 л. с. Трансмиссия (заимствовалась у грузового автомобиля Форд-АА/ГАЗ-АА) механическая, состояла из сухого однодискового сцепления, четырёхступенчатой КПП (4 передачи переднего хода и одна заднего) механизм поворота обеспечивал машине поворот на месте (минимальный радиус поворота при 1-й и 2-й передачах), простого дифференциала с колодочными тормозами и двух бортовых редукторов. Танкетка имела блокированную подвеску полужёсткого типа, состоящей из шести тележек сдвоенных опорных катков. Упругим элементом подвески являлись листовые рессоры. Гусеничный движитель танкетки состоял из мелкозвенчатой цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, двух направляющих колёс заднего расположения с кривошипным механизмом натяжения гусеницы, 12 опорных катков с наружной амортизацией, двух ведущих колёс переднего расположения цевочного зацепления и двух мелкозвенчатых гусеничных цепей шириной 150 мм.
Электрооборудование
Электрооборудование представляло собой однопроводную сеть напряжением 6 В. Система зажигания — батарейная, пуск двигателя производился электрическим стартером из отделения управления или снаружи (с помощью пусковой рукоятки). История создания
Первые проекты танкеток появились в Советской России уже в 1919 году, когда был рассмотрены проекты «вездеходного бронированного пулемёта» инженера Максимова. Первый из них подразумевал создание одноместной танкетки массой 2,6 тонны с мотором 40 л. с. и бронёй 8—10 мм, с максимальной скоростью 17 км/ч и вооружённой одним пулемётом. Второй проект, известный под названием «щитоноска», был близок к первому, но отличался тем, что единственный член экипажа размещался полулёжа, что позволило резко уменьшить габариты и снизить вес до 2,25 т. Проекты реализованы не были.
В 1920-х годах в мире имел место большой интерес к танкеткам. В СССР их активно продвигал М. Н. Тухачевский, назначенный в 1931 году начальником вооружений Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). В 1930 он добился создания учебного фильма «Танкетка» для пропаганды нового оружия, причём сценарий к фильму он написал сам. Неудивительно, что создание танкеток было включено в перспективные планы создания бронетанкового вооружения. В соответствии с трёхлетней программой танкостроения, принятой 2 июня 1926, до 1930 планировалось создать батальон (69 шт.) танкеток («пулемёток сопровождения», по тогдашней терминологии). В 1926 были начаты работы по проекту одноместной танкетки «Лилипут», но через некоторое время работы были закрыты, поскольку машина требовала создания новой ходовой части и двигателя. 3 марта 1928 года состоялась защита нового проекта танкетки, получившей название Т-17. В ходовой части и трансмиссии были использованы узлы опытного танка сопровождения Т-16, двигатель также представлял собой «половинку» двигателя Т-16, бронекорпус позаимствовали от «Лилипута». Было изготовлено 2 экспериментальных образца (первый к осени 1929), испытанных в 1930. Танкетка имела массу 1,95 т, экипаж 1 чел., броню 7—16 мм, двигатель мощностью 18 л. с. и скорость 17 км/ч. Вооружение состояло из одного 6,5-мм пулемёта Фёдорова с боекомплектом 9000 патронов. По результатам испытаний от серийного производства Т-17 было решено отказаться, главным образом из-за наличия всего одного члена экипажа, который физически не мог выполнять в бою все необходимые функции.
В 1929—1930 появляется проект танкетки Т-21. Она имела экипаж из двух человек, броню 13 мм, в конструкции использовались узлы танков Т-18 и Т-17. Проект был отклонён из-за недостаточной скорости. Примерно тогда же предлагаются проекты танкеток Т-22 и Т-23, классифицировавшихся как «большие танкетки сопровождения». Между собой они различались типом двигателя и размещением экипажа. После рассмотрения проектов для изготовления опытного образца был выбран Т-23 как наиболее дешёвый и реальный в постройке. В 1930 был изготовлен опытный образец (причём в процессе изготовления подвергнутый многим доработкам, изменившим его почти до неузнаваемости). Однако в серию и эта танкетка не пошла по причине высокой стоимости, сопоставимой со стоимостью танка сопровождения Т-18.
9 августа 1929 года были выдвинуты требования по разработке колёсно-гусеничной танкетки Т-25 весом не более 3,5 т, с двигателем 40—60 л. с. и скоростью 40 км/ч на гусеницах и 60 км/ч на колёсах. На создание машины был объявлен конкурс. В ноябре 1929 из двух представленных проектов был выбран один, представлявший собой уменьшенный танк типа «Кристи», но с рядом изменений, в частности, с возможностью движения на плаву. Разработка проекта столкнулась с большими трудностями и была закрыта в 1932 году, не дойдя до изготовления экспериментального образца, по причине высокой стоимости.
В начале 1930 года Великобританию посетила комиссия под руководством начальника УММ Халепского и начальника инженерно-конструкторского бюро по танкам Гинзбурга. Комиссия имела целью ознакомление с передовыми образцами зарубежного танкостроения и, по возможности, их закупку. Комиссии была продемонстрирована танкетка Carden-Loyd Mk.IV, самая удачная в своём классе (экспортировалась в шестнадцать стран мира). Комиссия решила закупить 20 шт. танкеток, техническую документацию и лицензию на производство в СССР. В августе 1930 танкетка была показана представителям командования РККА (в том числе и Тухачевскому) и произвела хорошее впечатление. Было принято решение об организации её крупномасштабного производства.
После изучения документации (конструкторский коллектив возглавлял Н. Н. Козырев) было решено отказаться от детального копирования, а произвести доработку проекта с учётом отечественного опыта. 3 ноября 1930 года был построен первый экспериментальный образец, отправленный после испытаний на доработку. К январю 1931 был готов опытный образец Т-27. Сохраняя в основном конструкцию английского прототипа, он отличался несколько большими размерами, отсутствием вращающейся башни, усиленным бронированием (броневые листы соединялись заклёпками и частично электросваркой), конструкцией двигателя (например, отказались от продольного расположения моторно-трансмиссионного отделения), большей ёмкостью бензобака, более широкими гусеницами, широким использованием освоенных промышленностью автомобильных агрегатов. На вооружение РККА танкетка была принята 13 февраля 1931 года, ещё до окончания испытаний. 2 августа 1931 года комитет обороны принимает постановление о программе танкостроения в условиях военного времени. Согласно ему, в случае начала войны Т-27 должна была стать самым массовым танком — за первый год войны их планировалось изготовить 16 тыс. шт.
Служба и боевое применение
Т-27 первоначально предполагалось использовать в целях разведки, связи и сопровождения в бою тяжёлых танков. Однако для этой цели они оказались не очень подходящими. Танкетки поступили в стрелковые и кавалерийские дивизии для целей разведки и сопровождения конницы. В войсках Т-27 быстро стали рассматриваться скорее как учебные, а не боевые машины. В 1930-е годы они активно использовались для подготовки кадров автобронетанковых частей, часть танкеток была передана в ОСОАВИАХИМ. Танкетки часто применялись при проведении маневров, парадов, а также для различных экспериментов, в частности, по авиационной транспортировке на внешней подвеске (устройство для осуществления подвески разработал А. Ф. Кравцев) самолёта и беспарашютному десантированию с малой высоты. Состояла на вооружении первого подразделение воздушно-десантных войск России советского периода, авиационного моторизованного десантного отряда (Авиамотодесантный отряд) (нештатный, опытный), сформированн в 1931 году на основании директивы от 18 марта 1931 года, в Ленинградском военном округе (ЛВО) и предназначался для исследования вопросов оперативно-тактического применения и наиболее выгодных организационных форм авиационных десантных (воздушно-десантных) подразделений, частей и соединений. Эксплуатация танкетки в войсках показала, что она была достаточно простой и неприхотливой машиной. В боях Т-27 впервые участвовала в начале 1930-х, в операциях по борьбе с басмачами в Средней Азии. Определённое количество (более 100) Т-27 приняло участие в советско-финской войне, несколько машин было при этом потеряно.
К 1938 танкетка и машины на её базе уже рассматривались как устаревшие и планируемые к снятию с вооружения. Официально Т-27 были сняты с вооружения 8 мая 1941 года. К началу войны имелось 2343 (по другим данным, 2147 или 2558) линейных танкеток Т-27, из них 930 в западных округах. Войну Т-27 встретила в самых разных подразделениях — они входили в механизированные корпуса (МК; так, в 35-й танковой дивизии 9-го МК на 1 июня 1941 года имелось семь танкеток Т-27), как штатно, так и вне штата (использовались для подготовки механиков-водителей новых танков, с целью сбережения их моторесурсов, и в целях обеспечения боевой подготовки. Например, в 10-й танковой дивизии было 40 внештатных танкеток Т-27. Некоторое количество танкеток находилось в стрелковых дивизиях и укрепрайонах. Значительная часть танкеток требовала ремонта.
Большая часть танкеток западных округов была просто брошена в местах дислокации (как 40 Т-27 10-й танковой дивизии), но часть приняла участие в боях. В ходе 1941 года большая часть Т-27 была брошена в бой и была потеряна. Последние встречающиеся упоминания об их боевом применении — бои под Москвой (где Т-27 использовались и как танки поддержки пехоты, и как тягачи для противотанковых пушек) и в Крыму Оценка проекта
Концепция танкетки, «бронированного самоходного пулемёта», дешёвого и массового, устарела к середине 1930-х годов. Оказалось, что танк такого небольшого размера в принципе не может быть сбалансированным. Он также не был и дешёвым.
Т-27 критиковалась за очень плотную компоновку, неудобное расположение членов экипажа из-за размещения двигателя в середине корпуса без какого-либо ограждения между местами водителя и стрелка. Жёсткая ходовая часть создавала сильную тряску на большом ходу. Из-за стеснённости мест экипажа приходилось подбирать для Т-27 малорослых людей. Большим недостатком являлось отсутствие средств связи. Бронирование танкетки было удовлетворительным для конца 1920-х годов, но к середине 1930-х в армиях различных стран стали появляться в больших количествах малокалиберные противотанковые пушки, не оставлявшие танкеткам никаких шансов.
К моменту же производства Т-27 вполне соответствовала мировому уровню, что неудивительно, поскольку её прототипом была танкетка, признаваемая лучшей в своём классе. Ни польская TKS, ни итальянская CV3/33 или чешская LT vz.33 не имели перед Т-27 особых преимуществ. В вермахте некоторым аналогом танкеток был PzKpfw I, но он был вдвое крупнее, сильнее вооружён и бронирован. Впрочем, к 1939 году и он безнадёжно устарел.
На 1941 год реальные боевые возможности Т-27 были невелики. Его броня пробивалась с дистанции порядка 200—300 м бронебойными немецкими винтовочными пулями S.m.K.H. калибра 7,92 мм, то есть даже при отсутствии у противника специальных противотанковых средств приближаться к нему на Т-27 было рискованно. Против же имевшихся в большом количестве в вермахте 7,92-мм противотанковых винтовок PzB 39, не говоря уже о противотанковых пушках, Т-27 была совершенно беззащитна. Однако не стоит считать, что Т-27 к 1941 была совершенно бесполезной машиной. Она вполне могла применяться для патрулирования, охраны штабов, как бронированный тягач и транспортёр (так, например, вермахт широко использовал устаревшие немецкие и французские танки для охраны мостов, аэродромов и т. п., а также для борьбы с партизанами). Низкий силуэт Т-27 способствовал её маскировке, что позволяло достаточно эффективно применять её в обороне.
Некоторое количество танкеток Т-27 было захвачено вермахтом в 1941 году. В ряде источников, например, иллюстрированном справочнике И. П. Шмелёва[1], утверждается о использовании Т-27 вермахтом для вспомогательных целей (патрулирование, тягач для противотанковых пушек). Согласно той же книге, Т-27 передавались союзникам нацистской Германии, например, Венгрии было поставлено 9 экземпляров, несколько досталось Румынии и использовались в их вооружённых силах. Кроме того, 10 танкеток было поставлено в Монголию. Модификации и прототипы
Carden-Loyd Mk.IV (Карден-Ллойд Мк IV) — английский прототип. Закуплено 20 шт. К 1938 осталось 4 шт., которые были переданы в укрепрайоны для использования в качестве бронированных несамоходных огневых точек. Т-27 серийная. В ходе производства вносились небольшие изменения (менялось крепление пулемёта, применялась сварка для сборки корпуса) Т-27 пушечный (в некоторых источниках классифицируется как САУ). Построена в 1931 году. Изготовлена в двух вариантах — с 37-мм пушкой Гочкиса и с пушкой Гочкиса и пулемётом. Для перевозки боекомплекта использовался небольшой гусеничный прицеп. Опытные машины, в войска не передавались. Один из построенных экземпляров списан после испытаний, сведений о судьбе другого найти не удалось. ОТ-27/ХТ-27 (БХМ-4) — огнемётная (химическая) танкетка. Выпущена в 1932—1933 в количестве 187 шт. Первый огнемётный танк в РККА. Вооружение — огнемёт КС-1 (максимальная дальность огнеметания 25 м). На 1 июня 1941 в войсках ещё оставались 33 огнемётные танкетки. Т-27 сапёрный. Выпущено не менее 5 шт. Т-27 тягач. Приспособлены для буксировки 45-мм противотанковых пушек. Переоборудовались из линейных Т-27. Как правило, вооружение сохранялось, сверху приваривались поручни для перевозки расчёта. На 1 июня 1941 года имелось 182 танкетки-тягача, некоторое количество было переделано уже в ходе войны. ТТ-27 — телеуправляемая танкетка (выпущена опытная партия — 5 машин, 1932 год) КТ-27 (СУ-76) — самоходная артиллерийская установка с 76-мм полковой пушкой, для сопровождения конных и моторизованных соединений. Разработана в 1933—1934 гг. Пушка устанавливалась на одной танкетке, а боекомплект и орудийный расчёт — на другой. Такое разделение создавало угрозу отрыва в бою расчёта и боеприпасов от своего орудия. Было выпущено 3 опытных образца. Машина оказалась перегруженной и не могла двигаться вне дорог. Проект был остановлен. СУ-3 — самоходная установка с 76-мм безоткатной пушкой Курчевского. Разработана в 1933 году. Войсковые испытания установка не прошла по причине сильного демаскирующего действия орудия при выстреле, плохой баллистики и небезопасности в обращении. Т-27ПХ — танкетка подводного хождения (опытный образец, 1934 год).
Т-27 серийный Боевая масса, т 2,7 Компоновочная схема впереди трансмиссия, в центре двигатель, сзади экипаж Экипаж, чел. 2 История Количество выпущенных, шт. 3295 Размеры Длина корпуса, мм 2600 Ширина корпуса, мм 1825 Высота, мм 1443 Клиренс, мм 240 Бронирование Тип брони гомогенная Лоб корпуса (верх), мм/град. 10/52°, 10/75°, 10/0° Лоб корпуса (низ), мм/град. 10/−15° Борт корпуса, мм/град. 10/0° Корма корпуса (верх), мм/град. 10/0° Корма корпуса (низ), мм/град. 6/0° Днище, мм 4 Крыша корпуса, мм 6 Лоб башни, мм/град. 10/30° (верхние колпаки) Маска орудия, мм/град. 10 (щиток пулемёта) Борт башни, мм/град. 6/35° (верхние колпаки) Корма башни, мм/град. 6/30° (верхние колпаки) Вооружение Пулемёты 1 × 7,62-мм ДТ Подвижность Тип двигателя карбюраторный Мощность двигателя, л. с. 40 Скорость по шоссе, км/ч 42 Скорость по пересечённой местности, км/ч 16 Запас хода по шоссе, км 110 Запас хода по пересечённой местности, км 60 Удельная мощность, л. с./т 14,8 Тип подвески блокированная полужёсткая Удельное давление на грунт, кг/см² 0,66 Преодолеваемый подъём, град. 30° Преодолеваемая стенка, м 0,5 Преодолеваемый ров, м 1,2 Преодолеваемый брод, м 0,5
|