После первых столкновений немецких войск с советскими танками Т-34 и КВ-1, которые не уступали по качествам немецким танкам, командование вермахта распорядилось создать немедленно танк с наклонными лобовыми листами и 75-мм длинноствольным орудием. В конце 1941 года была выдана соответствующая спецификация, а в феврале 1942 года начался процесс рассмотрения проектов. В числе проектов рассматривался и чехословацкий танк T-24 фирмы «Шкода».
Танк создавался с учётом особенностей конструкции советских «тридцатьчетвёрок» (наклонного бронирования). Инженеры чехословацкой фирмы готовились отправить свой проект, если фирмам MAN и Daimler-Benz будет отказано в выдаче патента на производство.
Внешний вид
Корпус танка был очень высоким, но всё это делалось для комфорта экипажа. Лобовые и бортовые листы брони были установлены под большими углами наклона и имели толщину до 60 мм. Кормовая броня составляла 35 мм, крыша и днище доходили до 10 мм.
Внутри танка
В экипаж входили механик-водитель, стрелок-радист (оба находились в передней части корпуса), заряжающий и командир (располагались в башне). Для обзора устанавливались несколько смотровых приборов в бортовых бронелистах. Трансмиссия располагалась в передней части корпуса и обеспечивала 6 передних скоростей и одну заднюю. Боевое отделение полностью занимало среднюю часть танка.
Оружие и связь
В башне ставились мощная пушка «Шкода» A13 и тяжёлый пулемёт. Командирская башенка, которую ставили немцы, отсутствовала (вместо неё находился перископ в колпаке). Прицел располагался слева от орудия. К пушке прилагались 50 снарядов, к пулемёту 3000 патронов. Также ставилась (вероятно) радисотанция FuG5 со штыревой антенной.
Двигатель
Двигатель ставился в кормовой части корпуса. Это был бензиновый 12-цилиндровый двигатель мощность 380 л.с. при 3000 оборотах в минуту и объёмом 16 200 см.куб. Дополнительно устанавливались два карбюратора Solex-50JFF.
Ходовая часть на борт
В ходовую часть входили 6 катков (в три блока по два), передние ведущие колёса, задние направляющие колёса и мелкозвенчатая гусеница.
Вторая версия
Технические требования изменились со временем, однако чехословацкие конструкторы успели создать новую версию, которая и получила название Т-25. Для неё установили орудие KwK 42/1 (известное также как Škoda A18) и добавили ещё один пулемёт. Также изменился двигатель: V-образный бензиновый двигатель воздушного охлаждения (450 л.с.) + 4-цилиндровый двигатель (60 л.с.)
После создания проекта
Летом 1942 года, когда проект был готов, неожиданно на испытания отправились прототипы «Пантеры». Объективно новый танк T-25 был бронирован слабее, чем советские машины. Из преимуществ были только орудие и скорость, но это не вынудило немцев принять проект. Командование вермахта отклонило предложение чехов, но они не прекратили работу и стали прорабатывать самоходки. Наиболее известной из них был вариант транспортера вооружений со 105-мм гаубицей, известный под обозначением «10,5 cm leFH43 auf Selbstfahrlafette Škoda T-25». Несмотря на доработку, и этот проект был отклонён. Классификация средний танк Боевая масса, т 18,5 Экипаж, чел. 4 История Производитель Skoda Holding Годы производства 1941 Годы эксплуатации 1941-1942 Количество выпущенных, шт. 1 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 5630 Длина с пушкой вперёд, мм 6150 Ширина корпуса, мм 2600 Высота, мм 2520 Клиренс, мм 350 Бронирование Лоб корпуса, мм/град. 60 Борт корпуса, мм/град. 35 Корма корпуса, мм/град. 25 Корма корпуса (середина), мм/град. 35 Днище, мм 10 Крыша корпуса, мм 10 Лоб башни, мм/град. 60 Крыша башни, мм 20 Вооружение Калибр и марка пушки 75-мм пушка Škoda A13 Тип пушки противотанковая Боекомплект пушки 50-60 Прицелы оптические Пулемёты 2 x 7,92-мм MG34 (3000 патронов) Другое вооружение 75-мм пушка 7,5 cm KwK 42 (Т-25) радиостанция FuG5 Подвижность Тип двигателя бензиновый, 6-тактовый, 12-цилиндровый Škoda и 2 карбюратора Solex-50JFF Мощность двигателя, л. с. 380 Скорость по шоссе, км/ч 58-60 Запас хода по шоссе, км 200 Преодолеваемый подъём, град. 40 Преодолеваемая стенка, м 0,7 Преодолеваемый ров, м 2,3 Преодолеваемый брод, м 1,2
|