Strv m/38 — шведский лёгкий танк (до 1943 года в шведской армии относился к средним) периода Второй мировой войны. Разработан фирмой Landsverk AB на основе лёгкого танка L-60. Всего за время серийного производства в 1939—1944 годах было выпущено 216 Strv m/38, в ходе выпуска танк неоднократно модернизировался, хотя и оставался устаревшим. До 1944 года Strv m/38 был самым многочисленным шведским танком и составлял основу танкового парка страны, но с 1944 года он был сменён более современным средним Strv m/42. В шведской армии Strv m/38 оставался на вооружении до середины 1950-х годов, также несколько танков после окончания Второй мировой было продано Доминиканской Республике, где они оставались в строю до 2003 года. Танк Landsverk L-60
В 1934 году фирмой Landsverk AB был изготовлен прототип танка Landsverk L-60. Танк был разработан инженером Отто Меркером, который ранее проектировал L-5. Танк был, по сути, модернизированным L-10 - вооружение и бронирование остались прежними, но был заменен двигатель (был установлен 6-цилиндровый карбюраторный двигатель Scania Vabis 1664 мощностью 142 л.с.), изменена ходовая часть (на L-10 катки были сблокированы в тележки, а на L-60 была независимая подвеска) и форма корпуса.
Танк не был принят на вооружение шведской армии, и из-за этого его начали поставлять за рубеж. В конце 1935 года один танк был отправлен в Эйре, где получил обозначение L601, а через год был поставлен второй танк, получивший обозначение L602. Оба танка поступили на вооружение 2-го бронеэскадрона, дислоцировавшегося в Куррахе. У ирландских танков был заменен двигатель (Bussing-Nag V8 мощностью 160 л.с.) и вооружение (одна 20-мм пушка и один 7,71-мм пулемет Madsen). Ирландские L-60 использовались до начала 60-х годов, причем в 1953 году была произведена их модернизация.
По одному экземпляру тана было продано в Австрию и Венгрию.
Strv m/38 и Strv m/39
В результате доработки танка L-60 был разработан танк Strv m/38, принятый на вооружение шведской армией. Бронирование танка – 6-15 мм, вооружение – одна 37-мм пушка Bofors m/38 и одним спаренным 8-мм пулемет m/36. Двигатель – Scania-Vabis 1664, мощностью 142 л.с. В 1938-1939 годах было выпущено 16 единиц (номера: 148-162).
Танк Strv m/39 отличался от Strv m/38 только вооружением (в измененном лобовом листе башни было установлено два 8-мм пулемета m/36 и одна 37-мм пушка Bofors m/38) и бронированием (максимальная толщина которого, за счет дополнительной брони, достигала 50 мм). В 1940-1941 годах было выпущено 20 единиц (номера: 283-302).
Strv m/40L и Strv m/40K
Танки Strv m/40L были оснащены автоматической трансмиссией, и несколько отличались по размерам, весу и бронированию от предыдущих танков. В 1941 году было выпущено 100 единиц.
Strv m/40K, производимые на заводе Karlstad Mekaniska Verkstad в Карлстаде (отсюада и литера К в обозначении танка), оснащались новым двигателем Scania-Vabis L 603 мощностью 162 л.с., усиленной подвеской и бронированием (толщина брони достигала 50 мм). В 1942-1943 годах было выпущено 80 (или 84) единицы. Американская оккупация Доминиканской Республики 28 апреля 1965 года войска США высадились в Санто-Доминго для подавления восстания. Восставшим удалось захватить у правительственных войск 12 танков Strv m/40L. 3 танка были подбиты американскими войсками (1 был уничтожен САУ Otnos, 1 — танком M48 Patton, и последний — 105-мм безоткатным орудием).
Оставшиеся машины вскоре были захвачены в исправном состоянии правительственными войсками.
Надёжность
Танки состояли на вооружении Швеции до 1960-х годов, а в Доминиканской республике их использовали до 2003 года. Это подтверждает их надежность. Аналоги
Ближайшим аналогом можно считать венгерские танки «Толди» и немецкие PzKpfw II и PzKpfw 38 (t).
Где можно увидеть
В Швеции: Танковый музей в Аксвелле: 1 Strv m/38, 1 m/39, 2 m/40K, 1 m/40L. Другие музеи: 1 m/39, 3 m/40K, 1 m/40L.
В Доминиканской республике: 5 Strv m/40L
В Великобритании: Бовингтонский танковый музей: 1 Strv m/40L
Классификация лёгкий танк Боевая масса, т 8,5 Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное сзади Экипаж, чел. 3 История Годы производства 1939—1944 Годы эксплуатации 1939 — середина 1960-х Количество выпущенных, шт. 216 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 4900 Ширина корпуса, мм 2110 Высота, мм 2080 Клиренс, мм 350 Бронирование Лоб корпуса, мм/град. 15 Борт корпуса, мм/град. 10 Вооружение Калибр и марка пушки 37-мм Bofors m/38 Тип пушки нарезная Пулемёты 1 × 8-мм Karlskrona Ksp m/39 Подвижность Тип двигателя рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 142 Скорость по шоссе, км/ч 48 Запас хода по шоссе, км 220 Удельная мощность, л. с./т 16,7 Тип подвески индивидуальная торсионная Преодолеваемый подъём, град. 40 Преодолеваемая стенка, м 0,6 Преодолеваемый ров, м 1,7 Преодолеваемый брод, м 0,7
|