Stridsvagn 103 (Strv.103), также известный на Западе как «С-танк» (англ. S-tank — «шведский танк») — шведский основной боевой танк 1960-х годов. Рядом специалистов классифицируется не как танк, а как истребитель танков. Имеет уникальную безбашенную компоновку с жёстко закреплённым в корпусе орудием, наведение которого осуществляется поворотом танка и наклоном его корпуса при помощи специальной подвески. Имеет и ряд других уникальных особенностей, например, силовую установку из двух разнотипных двигателей, дизельного и газотурбинного.
Strv.103 был создан в 1956—1961 годах для замены в шведской армии британских средних танков «Центурион». Серийное производство танка осуществлялось с 1966 по 1971 год, всего было выпущено 335 танков этого типа. Strv.103 составляли основу танкового парка Швеции вплоть до 1990-х годов, когда они были заменены современными основными боевыми танками «Леопард-2» и сняты с вооружения. Модификации
Strv-103В — модифицированный танк, оснащенный новым газотурбинным двигателем мощностью 490 л.с., инфракрасными приборами и лазерным дальномером. На танк может монтироваться бульдозерное оборудование, используемое для подготовки огневой позиции, а также для расчистки завалов и обеспечения подходов к водным преградам. Серийно производился с 1969 по 1971 год. Strv-103C — модифицированный танк, оснащенный дополнительно динамической и модульной броней в передней части корпуса. Установлена новая система управления огнем «Бофорс Аэротроникс» с цифровым баллистическим вычислителем и новым прицелом наводчика, а также двуствольный 71-мм гранатомет «Бофорс Лиран» для осветительных гранат. Серийно производился с 1984 по 1989 год.
Вооружение
Основным орудием шведского танка является нарезная 105-мм пушка L74, жёстко закрепленная в основании сварного корпуса машины, с механизмом автоматического заряжения. Также на боевой машине установлены три пулемёта калибра 7,62-мм: один на башне командирской турели, а другие два с левого борта.
Двигатель и трансмиссия
Впервые в мире на Шведском танке было установлены два разнотипных двигателя, газотурбинный и дизель поршневого типа. Основной двигатель многотопливный дизель К-60 мощностью 240 л.с. производства фирмы «Роллс-Ройс», второй дополнительный двухвальный газотурбинный «Боинг 502», мощностью 330 л.с. производства фирмы «Боинг».
Органы управления
В силу специфической компоновки механик-водитель является, фактически, и наводчиком. Рабочее место командира оборудовано, помимо приборов наблюдения/прицеливания, собственными приводами управления, при необходимости он может брать функции механика-водителя на себя, осуществляя, таким образом, самостоятельное наведение оружий и поражение цели. Третий член экипажа - радист, расположенный лицом против движения, так же имеет полноценные дублирующие органы управления движением и может брать управление на себя при необходимости. Благодаря этому скорость танка при движении задним ходом равна скорости прямолинейного движения в сравнимых условиях.
Классификация основной боевой танк/ истребитель танков Боевая масса, т 39,0 Компоновочная схема безбашенная, моторное отделение спереди, управления и боевое сзади Экипаж, чел. 3 История Годы производства 1966—1971 Годы эксплуатации 1966 — 1990-е Количество выпущенных, шт. 335 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 7000 Длина с пушкой вперёд, мм 8990 Ширина корпуса, мм 3400 Высота, мм 2140 Клиренс, мм 400 Бронирование Тип брони стальная катаная гомогенная Лоб корпуса (верх), мм/град. 60 / 78° Лоб корпуса (низ), мм/град. 50 / 72° Борт корпуса (верх), мм/град. 50 / 0° — 20 / 67° Борт корпуса (низ), мм/град. 38 / 0° Корма корпуса (верх), мм/град. 20 / 80° Корма корпуса (середина), мм/град. 50 / 0° Корма корпуса (низ), мм/град. 30 / 45° Днище, мм 15 Крыша корпуса, мм 25 Вооружение Калибр и марка пушки 105-мм L74 Тип пушки нарезная Длина ствола, калибров 62 Боекомплект пушки 50 Углы ВН, град. —10…+12 Углы ГН, град. 0 Прицелы бинокулярные комбинированные перископические OPS-1L, лазерный дальномер Simrad LV-300 Пулемёты 3 × 7,62-мм KsP 58 Подвижность Тип двигателя горизонтально-оппозитный 6-цилиндровый двухтактный дизельный жидкостного охлаждения и газотурбинный Мощность двигателя, л. с. 240 + 270 Скорость по шоссе, км/ч 50 Скорость по пересечённой местности, км/ч 7 (на плаву) Запас хода по шоссе, км 390 Удельная мощность, л. с./т 13,1 Тип подвески индивидуальная регулируемая гидропневматическая Удельное давление на грунт, кг/см² 0,87 Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стенка, м 0,9 Преодолеваемый ров, м 2,3 Преодолеваемый брод, м плавает, с подготовкой
|