SK-105 «Кирасир» (нем. SK-105 Kürassier) — австрийский лёгкий танк 70-х годов. Состоит из шасси австрийской разработки и установленной на нём производящейся по французской лицензии качающейся башней FL-12 от танка AMX-13. Производится серийно с 1971 года, общий выпуск составил около 600 машин. В австрийской армии классифицируется как истребитель танков. Помимо Австрии, состоит на вооружении ряда других стран. История создания
Разработка танка начата в 1965 г. Первые опытные образцы были изготовлены в 1969 г., к его серийному производству австрийская фирма "Штейр-даймлер-Пух" приступила в 1971 г. Было выпущено 600 танков, 234 из которых поступили на вооружение австрийской армии, а остальные экспортированы в Аргентину (160 машин), Марокко (105 машин), Тунис (54 машины), и Боливию (36 машин).
Описание конструкции
В конструкции танка SK-105 использованы модернизированное шасси австрийского гусеничного бронетранспортера 4K 4FA и башня с вооружением FL-12 французского танка AMX-13. Несмотря на использование шасси бронетранспортера, SK-105 имеет традиционную танковую компоновку с расположением в передней части корпуса отделения управления, а в корме - моторно-трансмиссионного отделения.
Защита
Корпус танка сварен из листов броневой стали. Лобовая броня корпуса обеспечивает защиту от бронебойных 20-мм снарядов, а броня бортов - только от пуль. На некоторых экспортных танках смонтированы дополнительные броневые плиты.
Вооружение
Установленная в боевом отделении в средней части корпуса башня FL-12 состоит из двух частей: нижней, установленной на шариковой опоре, и качающейся верхней, в которой смонтированы 105-мм нарезная пушка CN 105-57 и спаренный с нею 7,62-мм пулемет. Полуавтоматический механизм заряжания с двумя магазинами по шесть унитарных выстрелов обеспечивает скорострельность 12 выстр./мин. В боекомплект входят 43 выстрела с кумулятивными, осколочно-фугасными и дымовыми снарядами. В конце 1985 г. в боекомплект был включен бронебойный подкалиберный снаряд OFL 105GI французской разработки. Имея начальную скорость 1460 м/с, на дальности 1000 м он пробивает стандартную мишень НАТО, состоящую из трех броневых плит. Пушка снабжена теплоизоляционным кожухом, но не имеет эжекционного устройства. Ее существенным недостатком является отсутствие систем стабилизации. Использование автомата заряжания пушки позволило сократить экипаж танка до трех человек, из которых командир танка и наводчик располагаются в башне. Место командира находится слева от пушки, а наводчика - справа. В систему управления огнем входят прицел командира F-135, прицел наводчика F-129 и лазерный дальномер CILAS TCV 29 с диапазоном измерения дальности 400-9995 м. Кроме того, для ведения наблюдения за полем боя командир может пользоваться семью перископическими приборами, установленными по периметру командирской башенки; в распоряжении наводчика имеется два таких прибора. Для поворота башни и наведения пушки используются электрогидравлические приводы, в случае необходимости могут быть использованы и ручные механические приводы. Производить выстрелы из пушки могут как наводчик, так и командир танка. Дополнительное вооружение состоит из спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета. На некоторых танках еще один пулемет такого же калибра устанавливается на крыше башни в качестве зенитного. Для постановки дымовых завес по бортам смонтированы дымовые гранатометы.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
На танке установлен шестицилиндровый дизельный двигатель жидкостного охлаждения 7FA. Он снабжен системой турбонаддува и при 2300 об/мин развивает максимальную мощность 320 л.с. Первые серийные танки имеют механическую трансмиссию с шестиступенчатой коробкой передач. Танки более позднего выпуска оснащены гидромеханической трансмиссией ZF 6 HP600 с автоматической коробкой переключения передач. В ходовой части использована индивидуальная торсионная подвеска с гидравлическими амортизаторами на первом и пятом опорных катках. С каждой стороны корпуса имеется по пять опорных и по три поддерживающих катка. Ведущие колеса расположены сзади. Гусеница стальная с резинометаллическим ширниром. Наличие достаточно мощного двигателя позволяет танку развивать на шоссе скорость до 70 км/ч. При движении по пересеченной местности он способен преодолевать вертикальную стенку высотой 0,8 м и ров шириной до 2,4 м. Глубина преодолеваемого без предварительной подготовки брода составляет 1 м.
Модификации SK-105 — первая серийная модификация; SK-105A1 — в связи с введением в боекомплект пушки нового бронебойного подкалиберного снаряда с отделяющимся поддоном была изменена конструкция револьверных магазинов и ниши башни. Усовершенствована система управления огнем, в состав которой введен цифровой баллистический вычислитель. Механическая коробка передач заменена гидромеханической ZF 6 HP600; SK-105A2 — в результате модернизации была установлена система стабилизации пушки, обновлена система управления огнем, усовершенствован автомат заряжания пушки, боекомплект пушки увеличен до 38 выстрелов. На танке установлен более мощный двигатель 9FA; SK-105A3 — на танке применена 105-мм американская пушка M68 (аналог английской L7), стабилизированная в двух плоскостях наведения. Это стало возможным после установки на пушку высокоэффективного дульного тормоза и внесения изменений в конструкцию башни. Значительно усилена броневая защита передней части башни. Предусмотрена возможность установки французского прицела со стабилизированным полем зрения SFIM, новой системы управления огнем и более мощного двигателя; Greif 4K-7FA SB 20 — БРЭМ на шасси SK-105; 4KH 7FA — инженерный танк на шасси SK-105. 4KH 7FA-FA - машина для обучения механиков-водителей.
Классификация лёгкий танк Боевая масса, т 17,8 Компоновочная схема классическая, с качающейся башней Экипаж, чел. 3 История Годы производства с 1971 Годы эксплуатации с 1971 Количество выпущенных, шт. около 600 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 5582 Длина с пушкой вперёд, мм 7735 Ширина корпуса, мм 2500 Высота, мм 2529 Клиренс, мм 400 Бронирование Тип брони стальная катаная и литая Лоб корпуса, мм/град. 20 Борт корпуса, мм/град. 14 Корма корпуса, мм/град. 20 Крыша корпуса, мм 8 Лоб башни, мм/град. 40 Крыша башни, мм 10 Вооружение Калибр и марка пушки 105-мм 105G1 Тип пушки нарезная Боекомплект пушки 43 Прицелы телескопический, с лазерным дальномером и электронным баллистическим вычислителем, перископический с возможностью замены на ночной Пулемёты 1-2 × 7,62-мм MG-74 Подвижность Тип двигателя рядный 6-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 320 Скорость по шоссе, км/ч 70 Запас хода по шоссе, км 520 Удельная мощность, л. с./т 18 Тип подвески индивидуальная торсионная Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стенка, м 0,8 Преодолеваемый ров, м 2,41 Преодолеваемый брод, м 1,2
|