Одним из недостатков «Чи-Ха» стала короткоствольная 57-мм пушка, обладавшая плохой баллистикой и очень невысокими противотанковыми качествами. Однако из-за устаревшей доктрины применения танков борьба с другими танками не считалась его приоритетной задачей, и, несмотря на настояния инженера Т. Хара, замена 57-мм пушки армией не рассматривалась. Боевые действия в Китае поначалу убедили командование в правильности подобного решения, поскольку малочисленные и плохо вооружённые китайские бронетанковые войска не могли оказать серьёзного сопротивления.
Поворотным моментом стали бои на Халхин-Голе в 1939 году. 45-мм пушки советских танков и бронеавтомобилей, несмотря на меньший калибр, значительно превосходили 57-мм орудия японцев в дальности стрельбы, что привело к тяжёлым потерям среди японской бронетехники. Это наконец убедило японцев в приоритете противотанковых свойств танкового орудия, и от Генерального штаба поступил приказ вооружить японские танки пушками, способными бороться с лучшими зарубежными образцами бронетехники. Уже в 1939 был построен прототип танка, получивший обозначение 2598 «Чи-Хо» с увеличенной башней, созданной под явным влиянием советского танка БТ, в которой помещалось 47-мм орудие с длиной ствола 48 калибров. Несмотря на меньший калибр, новая пушка значительно превосходила 57-мм по противотанковым качествам.
Первые образцы нового танка были спешно отправлены на Филиппины, где им хоть и не довелось принимать участия в боевых действиях, их орудия были испытаны стрельбой по трофейному американскому М3 «Стюарт». Относительно толстая лобовая броня этого танка пробивалась японскими пушками с большим трудом, но на испытаниях «Шинхото Чи-Ха» пробил броню М3 тремя из шести попаданий с дистанции 1000 метров и шестью из девяти попаданий на дистанции 800 метров.
С 1942 года танк был вооружён новой 47-мм противотанковой пушкой Тип 1, обладавшей ещё более высокой бронепробиваемостью.
Описание конструкции
«Шинхото Чи-Ха» отличались от стандартных «Чи-Ха» прежде всего новой башней. Помимо этого, была немного увеличена толщина брони и удалён люк стрелка, перекрывавшийся новой башней. Была доработана система вентиляции машинного отделения и установлены бронированные жалюзи, а командир получил новую светозвуковую систему связи с водителем по типу корабельного телеграфа. «Шинхото Чи-Ха», полученные в войсках переделкой старых машин, помимо новой башни получали только изменённый верхний лист корпуса без люка стрелка.
Новая башня состояла из двух собранных при помощи сварки передней и задней половин, соединявшихся между собой заклёпками. Обширная кормовая ниша башни служила для хранения боекомплекта. Пулемёт по-прежнему устанавливался в корме башни, несмотря на явную неудачность такого решения.
47-мм пушка Тип 1 с длиной ствола 62 калибра, ставившаяся на большей части «Шинхото Чи-Ха», стреляла бронебойным снарядом весом 1,53 кг, содержащим 18 г взрывчатого вещества, с начальной скоростью 830 м/с. На дистанции 500 м такой снаряд пробивал 68 мм брони при угле встречи 90°. Помимо этого, в боекомплект входили осколочно-фугасные снаряды весом 1,4 кг, содержавшие 90 г взрывчатого вещества. «Ши-Ки»
Командирская версия «Шинхото Чи-Ха». Отличался от линейного танка более широкой башней с увеличенной командирской башенкой. Радиооборудование занимало в ней слишком много места на ранних модификациях, практически всю левую половину башни, поэтому 47-мм орудия на командирские танки не устанавливались. Вместо пулемёта в кормовом листе башни монтировалась 37-мм пушка. Место заряжающего в составе экипажа занял радист.
Первый же опыт боевого применения побудил японцев замаскировать ценные танки под обычные машины путём установки фальшивого деревянного ствола 47-мм орудия и замены поручневой антенны на штыревую, поскольку противник всегда старался уничтожить командирские танки в первую очередь. С появлением более компактных образцов радиостанций появилась возможность установить на привычное место 57-мм пушку Тип 90 (47-мм орудие всё равно требовало слишком много места). Классификация средний танк Боевая масса, т 16 Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное сзади Экипаж, чел. 4 История Годы производства 1941—1943 Годы эксплуатации 1941—1945 Количество выпущенных, шт. 757 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 5500 Ширина корпуса, мм 2330 Высота, мм 2380 Клиренс, мм 420 Бронирование Тип брони стальная катаная гомогенная Лоб корпуса (верх), мм/град. 27 / 15° Лоб корпуса (середина), мм/град. 17 / 82° Лоб корпуса (низ), мм/град. 20 / 65° Борт корпуса (верх), мм/град. 20 / 25—40° Борт корпуса (низ), мм/град. 20—25 / 0° Корма корпуса, мм/град. 20 / 30—67° Днище, мм 8,5 Крыша корпуса, мм 10—12 / 70—90° Лоб башни, мм/град. 25 / 10° Борт башни, мм/град. 17 / 10° Корма башни, мм/град. 16 / 5° Крыша башни, мм 11 / 70—90° Вооружение Калибр и марка пушки 47-мм Тип 1 Тип пушки нарезная Длина ствола, калибров 48 Боекомплект пушки 102 Углы ВН, град. —6…+20 Прицелы телескопический Пулемёты 2 × 7,7-мм Тип 97 Подвижность Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый двухтактный дизельный воздушного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 240 Скорость по шоссе, км/ч 38 Запас хода по шоссе, км 210 Удельная мощность, л. с./т 10,6 Тип подвески тип Хара Преодолеваемый подъём, град. 30—35 Преодолеваемая стенка, м 1,0 Преодолеваемый ров, м 2,5 Преодолеваемый брод, м 1,0
|