Semovente da 105/25 (полное название — Semovente da 105/25 su scafo Fiat-Ansaldo M43) — итальянское самоходное орудие времён Второй мировой войны. Носило также название итал. Bassotto («Коротышка»). Прототип
Основной фирмой, выпускавшей танки, являлась Ansaldo. До начала серийного выпуска танков M15/42 её машины уже устарели, так как по основным параметрам танки были не лучше советских Т-50 или Т-70. Однако разработка более мощных танков затягивалась. Впрочем, выход был найден: итальянцы предпочли закупать немецкие танки, а свои танки переделывать в САУ. Примерами удачного применения были самоходки Semovente da 75/18 и Semovente da 75/46.
Поскольку ходовая часть среднего танка M15/42 позволяла установить более тяжелое орудие, было предложено провести доработку Semovente da 75/46 с целью установки на неё 105-мм пушки. Примечательно, что данное орудие было разработано на базе пушки Schneider модели 1913 года, которая выпускалась в период Первой Мировой войны под обозначением L 13S.
Основные характеристики
Прототип самоходки, работы над которым начались в апреле 1942 года, вооружался 105-мм орудием с длиной ствола 23 калибра. Для установки пушки на САУ базовый вариант танкового корпуса Р26/40 был расширен и немного занижен по высоте. Толщину бронелистов рубки повысили.
Первый вариант обновлённой самоходки, работы над которым начались в апреле 1942 году, вооружался 105-мм орудием с длиной ствола 23 калибра. Для установки пушки на САУ базовый вариант танкового корпуса Р26/40 был расширен и немного занижен, а также были утолщены броневые листы рубки.
Стрелковое вооружение состояло из одного 8-мм зенитного пулемета Breda 38, устанавливавшегося на крыше боевого отделения. Экипаж самоходного орудия состоял из 3-х человек: водителя, командира и артиллериста. Эти мероприятия позволили САУ бороться на средних дистанциях со средними танками союзников.
На САУ устанавливался бензиновый 8-цилиндровый двигатель SPA M15 мощностью 190 л.с. с жидкостной системой охлаждения. Для доступа к двигателю на крыше моторного отделения имелось два прямоугольных люка. Ходовая часть была заимствована от среднего танка M15/42 с незначительными доработками. Применительно на каждый борт, она состояла из 8 сдвоенных опорных катков, 3 поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Верхняя часть шасси закрывалась бортовым бронещитом.
Первые прототипы и служба в армии Италии
Прототип получил название «Semovente da 105/23 su scafo M42 allargato» (итал. Самоходное орудие калибра 105 мм с длиной ствола 23 калибра на расширенном шасси М42). Он появился 16 января 1943 года и отправился на испытания 28 января, когда итальянцы отступали из Северной Африки. После кратковременных испытаний договорились установить более короткое 105-мм орудие (25 калибров), а остальное сохранить. По сравнению с 75-мм САУ скорость поднялась до 35 км\ч, при запасе хода по шоссе 170 км. Подвижность машины признали вполне удовлетворительной, поскольку она не сильно отличалась от танка М15/42.
В феврале 1943 года с фирмой Ansaldo был заключен заказ на постройку 30 САУ, который был выполнен к 30 июня. Впоследствии получили официальное обозначение «Semovente da 105/25 su scafo Fiat-Ansaldo M43» (итал. самоходное орудие калибра 105 мм с длиной ствола 25 калибров на шасси Fiat-Ansaldo M43) или просто «Semovente da 105/25». Далее заказ был увеличен до 454 экземпляров, но из-за капитуляции Италии выполнить его не удалось. К сентябрю все построенные 105-мм САУ находились в центральной части страны и входили в состав танковой дивизии «Ariete II». Есть сведения, что Semovente da 105/25 успели принять участие в боях с союзниками на стороне итальянской армии, однако в начале сентября 1943 года немцы успели захватить почти все самоходки.
В отличие от другой итальянской бронетехники, Semovente da 105/25 произвела благоприятное впечатление на немцев, и в благодарность от немцев войска Муссолини на севере Италии получили танковый парк из уцелевших итальянских и немецких танков. Танковые подразделения гвардии Муссолини были оснащены танкетками L3/35 и L3/38, легкими танками L6/40 и средними танками типа M выпуска 1941-1942 гг. Самоходок было от 35 до 40 штук, среди них была одна Semovente da 105/25, которая принадлежала штабу подразделения «Gruppo Squadroni Corazzati Leoncello».
Самоходки на службе вермахта
Что касается использования Semovente на стороне вермахта, то достоверной информации сохранилось немного. Немецкая администрация решила продолжить выпуск самоходок, и в 1944-1945 гг. было собрано ещё 60 экземпляров. По некоторым данным, для их постройки использовалось усиленное шасси от тяжелого танка Р40. В вермахте САУ получили обозначение «Sturmgeschutz M 43 mit 105/25 (853)(i)». Также немцы устанавливали менее мощные, но универсальные пушки: 75-мм зенитку Cannone da 76/46 (11 самоходок «Sturmgeschutz M43 mit 75/46 (852)(i)») и 75-мм гаубицу Cannone da 76/34 (29 самоходок «Sturmgeschutz M43 mit 75/34 (851)(i)»)
О боевом применении Semovente da 105/25 известно, что 105-мм самоходки активно использовались в боях под Акино, Монте-Кассино и Римом, а также на оборонительных линиях «Дора» и «Густав» в апреле-мае 1944 г. Последние Semovente da 105/25 оставались на вооружении вплоть до весны 1945 года. Классификация самоходная артиллерийская установка Боевая масса, т 16 Экипаж, чел. 3 История Производитель Fiat-Ansaldo Годы производства 1943-1944 Количество выпущенных, шт. 90 Основные операторы / Размеры Длина корпуса, мм 5100 Ширина корпуса, мм 2400 Высота, мм 1750 Клиренс, мм 350 Бронирование Лоб корпуса, мм/град. 50 Борт корпуса, мм/град. 25 Корма корпуса, мм/град. 25 Днище, мм 15 Крыша корпуса, мм 15 Лоб рубки, мм/град. 75 Борт рубки, мм/град. 45 Корма рубки, мм/град. 25 Вооружение Калибр и марка пушки 105-мм пушка L/25 Длина ствола, калибров 25 Боекомплект пушки 48 Углы ВН, град. от 0° до +37° Углы ГН, град. 6° Дальность стрельбы, км 12 Прицелы телескопический Пулемёты Breda 38 Другое вооружение радиостанция RF 1CA Подвижность Тип двигателя 8-цилиндровый, V-образный, карбюраторный, жидкостного охлаждения SPA M15 или M15TB M42 Мощность двигателя, л. с. 192 Скорость по шоссе, км/ч 35 Скорость по пересечённой местности, км/ч 15 Запас хода по шоссе, км 180 Преодолеваемый подъём, град. 40 Преодолеваемая стенка, м 0,8 Преодолеваемый ров, м 2,1 Преодолеваемый брод, м 1
|