SdKfz 251, Sonderkraftfahrzeug 251 — германский средний полугусеничный бронетранспортёр периода Второй мировой войны. Создан фирмой Hanomag в 1938 году на базе артиллерийского тягача Sd Kfz 11 и производился серийно с июня 1939 по март 1945 года. Во время Второй мировой войны, SdKfz 251 наряду с лёгким SdKfz 250 являлся основным бронетранспортёром Германии, а также послужил основой для целого семейства машин различного назначения.
По числу выпущенных экземпляров во время Второй мировой он уступал только американскому бронетранспортёру M3. В её ходе SdKfz 251 поставлялся в незначительных количествах союзникам Германии, а в послевоенное время его модернизированный вариант Tatra OT-810 производился в Чехословакии до 1962 года на заводе «Подполянске строярне» в Детве. В 1980-х массово снимался с вооружения армии ЧССР, а в 1995 году последние экземпляры сняты с хранения.
Модификации и машины на базе Sd Kfz 251
Sd. Kfz.251/1 — основная серийная модель. Открытый сверху сварной бронекорпус. Вооружение 1 — 2 пулемёта, экипаж 12 (2+10) человек. Часть машин оборудовалась специальными контейнерами для запуска реактивных снарядов — Wurframen 40 — калибра 280 и 320 мм. С каждого борта крепились три контейнера. Боевая масса 9,14 т, экипаж 7 человек. Принят на вооружение в 1940 году - получил прозвище "Пехотной Штуки".
Sd. Kfz.251/2 — mittlerer Schutzenpanzerwagen mit Granatwerfer — самоходный миномёт. Вооружение: 80-мм миномёт sGrWr 34 внутри кузова (боекомплект 66 выстрелов), 1 пулемёт МG34 (боекомплект 2010 патронов). Боевая масса 8,64 т, экипаж 8 человек.
Sd. Kfz.251/3 — mittlerer Funkpanzerwagen — машина связи. В зависимости от назначения оснащалась радиостанциями FuG 4, FuG 5, FuG 7, FuG 8, FuG 11 и FuG 12 в различных комбинациях. Применялись мачтовые, штыревые и рамочные антенны.
Sd. Kfz.251/4 — mittlerer Schutzenpanzerwagen fur Munition und Zubehor des lelG 18 — артиллерийский тягач для буксировки лёгких пехотных орудий lelG 18 калибра 75 мм, 105-мм лёгких полевых гаубиц leFH 18/1 и противотанковых пушек калибра 37-75 мм. Боевая масса 8,75 т, экипаж 7 человек, вооружение 1 пулемёт MG 34.
Sd. Kfz.251/5 — mittlerer Schutzenpanzerwagen fur Pionier — машина для перевозки сапёров и сапёрного снаряжения. Боевая масса 8,87 т, экипаж 9 человек, вооружение 1 пулемёт MG 34 (боекомплект 4800 патронов). Часть машин имела радиостанции FuG 8 и FuG 4.
Sd. Kfz.251/6 — mittlerer Kommandopanzerwagen — передвижной командный пункт для командиров высшего звена (дивизия, корпус, армия). Радиостанции FuG 11 и FuG Tr, позже — FuG 19 и FuG 12.
Sd. Kfz.251/7 — mittlerer Pionierpanzerwagen — улучшенный Sd. Kfz.251/5. Штурмовые мостики по бокам корпуса. Часть машин имела радиостанции FuG 5.
Sd. Kfz.251/8 — mittlerer Krankenpanzerwagen — бронированная санитарная машина. Вместимость: два лежачих и четыре сидячих или восемь сидячих раненых.
Sd. Kfz.251/9 — mittlerer Schutzenpanzerwagen fur 7,5 cm KwK 37 — самоходная установка с 75-мм короткоствольной пушкой KwK 37 (позже К 51). Углы горизонтального наведения пушки ?12°. Телескопический прицел SfIZF 1. Боекомплект 52 выстрела. Боевая масса 8,53 т, экипаж 5 человек, дополнительное вооружение 1 пулемёт MG 34 или MG 42.
Sd. Kfz.251/10 — mittlerer Schutzenpanzerwagen 3,7 cm Pak — машина командиров взводов в мотопехотных частях. Вооружение: 37-мм противотанковая пушка Pak 35/36 (боекомплект 168 выстрелов) за штатным щитом и пулемёт MG 34 (боекомплект 1100 патронов) или противотанковое ружьё PzB 39 калибра 7,92 мм. Боевая масса 8,02 т, экипаж 5 человек.
Sd. Kfz.251/11 — mittlerer Femsprechpanzerwagen — машина для укладки телефонного кабеля. Катушка с кабелем монтировалась на правом крыле бронетранспортёра. Экипаж 5 человек, вооружение 1 пулемёт MG 34.
Sd. Kfz.251/12 — mittlerer Messtrupp und Geraetpanzerwagen — машина артиллерийской разведки и управления огнём. Радиостанция FuG 8 с рамочной антенной. Экипаж 6 человек.
Sd. Kfz.251/13 — mittlerer Schallaufnahmepanzerwagen — звукоулавливающая установка, предназначенная для засечки позиций стреляющей артиллерии.
Sd. Kfz.251/14 — mittlerer Schallauswertepanzerwagen — развитие предыдущего варианта. Боевая масса 8,5 т, экипаж 8 человек.
Sd. Kfz.251/15 — mittlerer Lichtauswertepanzerwagen — самоходная прожекторная установка.
Sd. Kfz.251/16 — mittlerer Flammpanzerwagen — самоходный огнемёт. Вооружение: два огнемёта калибра 14 мм и два пулемёта MG34. Огнемёты устанавливались по бортам бронетранспортёра, запас огнесмеси 700 л (на 80 двухсекундных выстрелов). Изготовлено 347 единиц.
Sd. Kfz.251/17 — mittlerer Schutzenpanzerwagen mit 2 cm Flak 38 — самоходная зенитная установка. Автоматическая зенитная пушка Flak 38 калибра 20 мм за штатным щитом в середине кузова с откидными бортами. Боекомплект 600 выстрелов. Боевая масса 8,8 т, экипаж 4 — 6 человек. Изготовлено 211 единиц.
Sd. Kfz.251/18 — mittlerer Beobachtungspanzerwagen — машина наблюдения и связи. Радиостанция FuG 8. Экипаж 6 человек.
Sd. Kfz.251/19 — mittlerer Femsprechbetriebspanzerwagen — передвижная телефонная станция.
Sd. Kfz.251/20 — mittlerer Schutzenpanzerwagen — Infrarotscheinwerfer — самоходный инфракрасный прожектор. Внутри кузова установлена поворотная установка прожектора — осветителя ночных прицелов танков «Пантера». Экипаж 4 человека.
Sd. Kfz.251/21 -mittlerer Schutzenpanzerwagen Drilling MG 151 — самоходная зенитная установка. Строенный лафет — Flakdrilling Socklaffete — с тремя авиационными автоматическими пушками Mauser MG 151/15 калибра 15 мм или MG 151/20 калибра 20 мм за небольшим П-образным щитом в середине кузова. Боекомплект 3000 выстрелов. Дополнительное вооружение: пулемёт MG 42. Экипаж 6 человек. Изготовлено 387 единиц.
Sd. Kfz.251/22 — mittlerer Schutzenpanzerwagen mit 7,5 cm Pak 40 — самоходная артиллерийская установка, 75-мм противотанковая пушка Pak 40/1 за штатным щитом в передней части кузова. Углы горизонтального наведения — 20° влево и 18° вправо. Боекомплект 22 выстрела. Экипаж 4 человека. Изготовлено 268 единиц. Боевое применение Машина нашла широкое применение в самых разных частях вермахта. Её значимость в ходе Второй мировой войны трудно переоценить. Прежде всего она использовалась как бронетранспортёр для быстрого перемещения пехоты и в этом качестве особенно хорошо себя показала на пересечённой местности Северной Африки и Восточного фронта благодаря высокой проходимости полугусеничного движителя. Также Sd Kfz 251 активно использовался для буксировки орудий (в том числе и тяжёлых), для подвоза боеприпасов. На большинство машин устанавливались пулемёты MG34 или MG42, что позволяло эффективно использовать их в качестве подвижных огневых точек против живой силы противника и небронированных целей.
Классификация бронетранспортёр Боевая масса, т 9,14 Экипаж, чел. 2 Десант, чел. 10 История Количество выпущенных, шт. 15252 Размеры Длина корпуса, мм 5980 Ширина корпуса, мм 2100 Высота, мм 1750 Колея, мм 1775 Клиренс, мм 320 Бронирование Лоб корпуса (верх), мм/град. 10—15 Борт корпуса (верх), мм/град. 8-14.5 Корма корпуса (верх), мм/град. 8-14.5 Крыша корпуса, мм 6 Вооружение Пулемёты 1—2 × 7,92-мм MG-34 или MG-42 Подвижность Тип двигателя рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 100 Скорость по шоссе, км/ч 53 Запас хода по шоссе, км 300 Удельная мощность, л. с./т 10,9 Колёсная формула полугусеничный Преодолеваемый подъём, град. 24 Преодолеваемый ров, м 2 Преодолеваемый брод, м 0,5
|