Romfell (также Romfell Panzerwagen) — пулемётный бронеавтомобиль вооружённых сил Австро-Венгрии периода Первой мировой войны. В период с 1915 по 1918 год мастерскими в Будапеште на базе шасси автомобилей Mercedes и FIAT было построено несколько экземпляров бронеавтомобиля, ограниченно применявшихся армией Австро-Венгрии в ходе боевых действий. Бронеавтомобиль примечателен уникальным, почти сюрреалистическим дизайном корпуса. История создания
Малоизвестный факт — Австро-Венгрия была одной из первых стран, где начались разработки в области бронированных машин и были получены реальные результаты. Ещё в 1905 году инженерами фирмы Austro-Daimler была разработана весьма перспективная бронированная машина, с передовым дизайном и неплохими характеристиками. Инженеры предложили машину Австро-Венгерской армии, и военные, хотя и отнеслись к ней с подозрением, но всё же допустили её до манёвров 1905 года. Однако демонстрация нового оружия провалилась по неожиданной и объективно довольно глупой причине — броневик рёвом своего двигателя распугал лошадей нескольких видных государственных и армейских чинов, присутствовавших при его показе. Дошло до того, что престарелый Император Австро-Венгерии Франц Иосиф I категорически заявил в своём окружении, что подобным машинам и сейчас, и впредь на войне не место. Слова монарха были восприняты как приказ, и дальнейшие разработки были свёрнуты. Такая же неприятная участь постигла и весьма любопытный проект «Моторизированного орудия» (нем. Motorgeschütz), разработанный обер-лейтенантом Гюнтером Бурштынем. Этот проект, по сути, настоящего танка практически не заинтересовал командование вооружённых сил двуединой монархии — вместо финансирования проекта военное министерство предложило изобретателю построить опытный образец совместно с какой-нибудь коммерческой фирмой, чего Бурштынь, не имевший никаких связей, так и не смог сделать. Так или иначе, в Первую мировую войну Австро-Венгрия вступила, не имея в своём распоряжении никакой бронетехники, за исключением бронепоездов.
Вскоре после начала войны Австро-Венгерские военные осознали свою ошибку — ведь им противостояла Российская империя, страна, из всех государств Антанты наиболее активно развивавшая и использовавшая бронетехнику. А вскоре к противникам добавилась и Италия, также располагавшая броневиками. Работы над собственной бронетехникой резко активизировались, и в 1915 году появились первые проекты. И если первый из них, Junovicz P.A.1, с коробчатым корпусом на шасси грузовика, был откровенно неудачным, то второй внешне казался чуть ли не «пришельцем из будущего».
Этот проект был разработан двумя младшими офицерами Австро-Венгерской армии — гауптманом Романиком (нем. Romanic) и обер-лейтенантом Феллнером (нем. Fellner). Название броневика состояло из первых букв фамилий конструкторов — Romfell. Броневик использовал готовое шасси коммерческого автомобиля, однако какого именно — неизвестно. На шасси устанавливался бронекорпус поистине футуристических и экстравагантных очертаний, практически не имевший плоских поверхностей и прямых углов. Вооружение из одного пулемёта располагалось в башне кругового вращения. Проект был одобрен военными, которые в начале лета 1915 года санкционировали постройку опытной машины. Первый Romfell собирался в мастерских Automobil Ersatzdepot в Будапеште, в основном силами самих мастерских, хотя для поставки некоторых узлов и агрегатов были привлечены несколько частных фирм. В конце августа 1915 года бронеавтомобиль был готов.
С сентября по ноябрь 1915 года проводились испытания, в целом успешные, после чего броневик убыл в действующую армию. Однако, как ни странно, новых заказов не последовало ни в 1915, ни в 1916 годах. Лишь в 1917—1918 годах было построено ещё несколько машин, но уже на других шасси, нежели первый экземпляр, и несколько изменённой формой корпуса. Описание конструкции
Бронеавтомобиль имел сложный и экстравагантный дизайн бронекорпуса, в котором практически отсутствовали прямые углы и плоские поверхности. Гнутые листы 6-мм брони приклёпывались к каркасу из стальных уголков. Компоновка бронеавтомобиля была классической — моторное отделение спереди, за ним следовало отделение управления и далее, в корме машины, — боевое. Спереди на моторном отделении имелись жалюзи для доступа охлаждающего воздуха к радиатору. В отделении управления располагались командир машины и водитель, использовавшие для наблюдения смотровые лючки в лобовом бронелисте и бортах. В случае надобности лючки прикрывались бронекрышками со смотровыми щелями, а в походном положении водитель мог вести бронеавтомобиль, высунув голову из люка в крыше отделения управления. Над боевым отделением располагалась низкая цилиндрическая башня кругового вращения. Вооружение составлял один 7,92-мм пулемёт Schwarzlose M.07/12 с боекомплектом 3000 патронов, обслуживавшийся одним пулемётчиком. Установка пулемёта обеспечивала большой угол вертикальной наводки, благодаря чему можно было вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. Весьма необычным и передовым для того времени решением являлось оборудование бронеавтомобиля беспроводным телеграфом фирмы Siemens & Halske.
Точные данные о типе шасси, использовавшемся для постройки первого «Ромфелля», отсутствуют. В соответствии с данными Петера Юнга, основного исследователя данного типа бронемашин, могла использоваться база одного из двух автомобилей: либо Mercedes Motorcar (Personenkraftwagen) номер A VI 865 с двигателем мощностью 95 л.с. и цепной трансмиссией, либо M09 Samson Seilwindenwagen с двигателем в 75 л.с. При этом первый вариант технически более реален. Важной особенностью шасси первой машины был полный привод. Максимальная скорость бронеавтомобиля общей массой около 3 тонн составляла 26 км/ч, а запас хода по шоссе не превышал 150 км, что в целом было приемлемо, хотя и не блестяще. В ходовой части с зависимой рессорной подвеской использовались шины из литой резины. В корме машины имелся буксирный крюк, а судя по чертежам, предусматривалась возможность буксировки за броневиком бронеприцепа, также имевшего достаточно смелые очертания. Внешние изображения Проекции бронеавтомобиля Romfell на шасси FIAT.
Для бронеавтомобилей производства 1917—1918 годов применялось шасси других марок, наиболее вероятно — M09 Goliath с 6-цилиндровым двигателем мощностью 90 л.с. Впоследствии несколько бронеавтомобилей (а возможно, даже и первый, постройки 1915 года) были «пересажены» на трофейные шасси 2-тонного автомобиля FIAT. Эти же шасси могли использоваться и для других «Ромфеллей», находившихся на момент окончания войны в производстве. Проблемой шасси FIAT являлась его относительная слабость, при которой намечавшееся на других шасси перетяжеление конструкции становилось уже очевидным. Боевое применение Данные о боевом применении бронеавтомобилей Romfell весьма скупы. Первый экземпляр убыл на фронт ещё в конце 1915 года, но сведения о первых годах его «карьеры» отсутствуют, за исключением того факта, что ему довелось повоевать как на Балканском, так и на Русском фронтах. Достоверно известно, что в 1918 году первый «Ромфелль» оказался на Итальянском фронте в составе подразделения K.u.K. Panzerautozug No.1, куда также входили два броневика Junovicz, один трофейный итальянский Lancia IZM и oдин трофейный русский «Остин» первой серии. Подразделение базировалось невдалеке от Удине, в центральном секторе Итальянского фронта.
Данные о применении других «Ромфеллей» отсутствуют, хотя известно, что один из них в конце 1919 года попал в руки румынских войск и использовался ими под именем «Resita».
Оценка машины
В целом, бронеавтомобиль Romfell являлся вполне адекватной своему времени машиной. 6-мм бронирование вкупе с наклонным расположением бронелистов обеспечивало приемлемый уровень защиты, а вооружение являлось стандартным для европейских бронеавтомобилей подобного класса в 1915 году. Немаловажным плюсом первого образца было использование технологически удачной полноприводной базы Mercedes. Весьма полезны были такие особенности, как возможность ведения зенитного огня, наличие беспроводного телеграфа и литые пулестойкие шины.
Однако сложная форма корпуса подразумевала высокую стоимость производства, а скоростные характеристики бронеавтомобиля были в целом достаточно посредственными — при всех своих плюсах шасси было «слабовато». Ещё хуже в этом плане обстояли дела у машин выпуска 1917—1918 годов, строившихся на базе заднеприводных шасси, в особенности — объективно недостаточно мощных «Фиатов». Вероятно, именно высокой сложностью изготовления и тихоходностью машин объясняется отказ от их серийного производства.
Классификация пулемётный бронеавтомобиль Боевая масса, т ~ 3 Экипаж, чел. 3 История Производитель Мастерские Automobil Ersatzdepot, Будапешт Годы производства 1915—1918 Годы эксплуатации 1915—после 1919 Количество выпущенных, шт. более 2 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 5670 Ширина корпуса, мм 1800 Высота, мм 2480 Бронирование Лоб корпуса, мм/град. 6 Борт корпуса, мм/град. 6 Корма корпуса, мм/град. 6 Днище, мм 6 Крыша корпуса, мм 6 Лоб башни, мм/град. 6 Борт башни, мм/град. 6 Корма башни, мм/град. 6 Крыша башни, мм 6 Вооружение Пулемёты 1 × 7,92-мм Schwarzlose M.07/12, 3000 патронов Подвижность Тип двигателя карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 75 (90) Скорость по шоссе, км/ч 20—30 Запас хода по шоссе, км 100—150 Колёсная формула 4×4 (обр. 1915 года) 4×2 (обр. 1917 года) Тип подвески зависимая, на листовых рессорах
|