Pz.Kpfw II (полное название — Panzerkampfwagen II, также известен как Sd Kfz 121) — лёгкий немецкий танк времён Второй мировой войны.
Разработан в 1937 году. В различных модификациях производился до 1942 года. В начале Второй мировой войны такие танки составляли 38 процентов танкового парка Вермахта. В боях они оказались слабее по вооружению и бронированию практически всех танков аналогичного класса: польских 7ТР, французских R35 и H35, советских Т-26 и БТ. Лишь в 1942 году их вывели из состава танковых полков и частично использовали либо в штурмовых артиллерийских бригадах, либо на второстепенных участках фронта.
История создания
Воссоздаваемому Вермахту в 1934 году понадобился лёгкий танк с противотанковым вооружением в качестве замены Pz Kpfw I с пулемётным вооружением. Разработка такого танка была поручена фирмам «Крупп-Грузон», «Геншель» и «MAN». Из соображений внешней политики танк поначалу скрывали под «гражданским» названием «сельскохозяйственный трактор LaS 100».
Первые прототипы были изготовлены в октябре 1935 года. С мая 1936 по февраль 1937 года было изготовлено 75 танков. Ходовая часть танка состояла из шести опорных катков малого диаметра, которые были сгруппированы в три тележки на борт. Эта первая модификация, запущенная в опытную серию, делилась на три подмодификации - a/1, a/2 и a/3, в каждой из которых было изготовлено по 25 машин. Эти модификации по сути являлись испытательными стендами для проверки отдельных технических решений. Так, Pz Kpfw II Ausf a/2 имел сварной ленивец и противопожарные стенки моторного отделения. В танках Pz Kpfw II Ausf a/3 был увеличен радиатор системы охлаждения и усилены пружины подвески. Боевая масса танка составила 7,6 т.
Весной 1937 года была произведена доработка танка (усовершенствована трансмиссия и ходовая часть, получившая новое направляющее колесо, широкие опорные катки и поддерживающие ролики; установлен более мощный двигатель с усовершенствованной системой охлаждения). В результате появилась модификация Pz Kpfw II Ausf b. Масса танка составила 7,9 т. Фирма «Геншель» изготовила третью опытную модификацию - Pz Kpfw II Ausf с. Ходовая часть получила пять опорных катков среднего диаметра на индивидуальной подвеске в виде четвертьэллиптических рессор. Всего было произведено по 25 танков Описание конструкции
Pz.Kpfw.II имел классическую компоновку с размещением моторного отделения в кормовой, объединённого трансмиссионного отделения и отделения управления – в лобовой, а боевого отделения – в средней части корпуса, со смещением к левому борту. Экипаж танка состоял из трёх человек: механика-водителя, заряжающего и командира, исполнявшего также функции башенного стрелка.
Броневой корпус и башня
Корпус танка сваривался из катанных листов хромникелевой стали. Посадочного люка в крыше корпуса у механика-водителя не было, поэтому для посадки и высадки он пользовался одностворчатым в верхнем лобовом листе корпуса. В отделении управления находились брезентовое сиденье механика-водителя, органы управления танком и контрольные приборы. В корпусе имелись четыре смотровых прибора со стеклоблоками триплекс, закрывавшиеся снаружи броневыми крышками со смотровыми щелями. Боевое и моторное отделения разделялись перегородкой. В последнем справа располагался двигатель, а слева радиатор и вентилятор системы охлаждения. В правой части крыши моторного отделения имелся двухстворчатый люк для доступа к двигателю. Расположение башни на танке асимметричное, со смещением относительно продольной оси влево на 85 мм. В её крыше находился двухстворчатый люк, который был заменён в процессе модернизации командирской башенкой. В правой створке люка выполнялся маленький прямоугольный лючок для флажковой сигнализации. Вращение башни осуществлялось вручную с помощью механизма поворота, располагавшегося справа от маск-установки вооружения. В бортах башни имелись два смотровых прибора со стеклоблоками триплекс и два вентиляционных лючка, закрываемых броневыми крышками. Боевое отделение в башне пола не имело.
Вооружение
На танках Pz.II Ausf a, b, c, A - А устанавливалась 20-мм автоматическая пушка KwK 30 с длиной ствола 50 калибров. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 780 м/с, скорострельность — 280 выстр/мин. Максимальная дальность стрельбы — 4400 м, дальность прямого выстрела — 1000 м. Масса орудия — 63 кг. Вертикальное наведение орудия осуществлялось в пределах от -9,5° до +20°.
На части танков Ausf.F устанавливалась 20-мм автоматическая пушка KwK 38, отличавшаяся от KwK 30 лучшим качеством изготовления, меньшей массой (56 кг) и большей скорострельностью (450 выстр./мин).
Боекомплект пушки состоял из 180 выстрелов (в ходе войны возрос до 320) в магазинах по 10 штук в каждом. Бронебойно-трассирующий снаряд массой 148 г на дистанции 100 м при угле встречи 90° пробивал броневую плиту толщиной от 17,5 до 20 мм. В 1940 году в боекоплект танка выстрел Panzergranatpatrone 40, сердечник которого выполнялся из твёрдого сплава с использованием вольфрама. Бронепробиваемость новым снарядом на дистанции 100 м достигла 40 мм (при угле встречи 60°) и 20 мм на дистанции 500 м. В отличие от примерно аналогичной советской пушки ТНШ, пушка KwK 30 могла стрелять одиночными выстрелами с высокой точностью.
Средства наблюдения и связи
Все танки Pz.II оснащались коротковолновой радиостанцией Fu 5. Дальность действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом.
Двигатель и трансмиссия
На Pz.Kpfw.II всех серийных модификаций устанавливался один и тот же тип двигателя – рядный 6-цилиндровый карбюраторный двигатель. На танках основных серийных модификаций Ausf.b – Ausf.C и Ausf.F устанавливался двигатель HL 62 TR производства фирмы «Майбах», имевший рабочий объём в 6191 см³ и развивавший максимальную мощность в 140 л.с. при 3000 об/мин. Два топливных бака, передний и задний, объёмом, соответственно, 102 и 68 литров, располагались в боевом отделении у правого борта. Топливом для двигателя служил бензин с октановым числом не ниже 76. Радиатор и вентилятор системы охлаждения двигателя занимали левую половину моторного отделения.
Двигатель HL 57 TR, устанавливавшийся на Ausf.a, имел рабочий объём 5698 см³ и развивал максимальную мощность в 130 л.с. и крутящий момент в 36 кгс. м при 3000 об/мин. На «скоростных» модификациях Ausf.D и Ausf.E устанавливался двигатель HL 66 P, имевший рабочий объём в 6754 см³ и развивавший мощность в 180 л.с. при 3200 об/мин. В связи с его бо́льшим расходом топлива, ёмкость топливных баков была увеличена до 200 литров.
В состав трансмиссии Pz.Kpfw.II основных серийных модификаций входили: Двухдисковый главный фрикцион сухого трения (сталь по стали) K230K Карданный вал, проходивший через всё боевое отделение Механическая шестиступенчатая (6+1) коробка передач ZF-Afon SSG 46 с постоянным зацеплением шестерен и синхронизацией на второй–четвёртой передачах Одноступенчатый планетарный механизм поворота, объединённый в одном блоке с тормозами и бортовыми передачами Колодочные тормоза фирмы MAN Одноступенчатые бортовые передачи
Трансмиссия Ausf.a–Ausf.c отличалась наличием коробки передач модели ZF-Afon SSG 45, Ausf.a помимо этого отличались механизмом поворота по типу многодисковых бортовых фрикционов. «Скоростные» модификации Ausf.D и Ausf.E отличались наличием главного фрикциона модели PF220K и семискоростной (7+3) коробки передач Maybach 102128H. Panzerkampfwagen II «нового типа»
Лёгкий танк Pz.Kpfw II Ausf L "Лухс"
Этот лёгкий разведывательный танк выпускался компаниями «MAN» и «Henshel» в период с сентября 1943 по январь 1944 года. Всего было выпущено 104 машины. Luchs участвовал в боях на Восточном и Западном фронтах в составе Panzer Aufklarungs Abteilungen (разведывательных бронетанковых подразделений), в составе танковых дивизий вермахта (таких как 4-я танковая дивизия на Восточном фронте) и в составе Ваффен СС. На переднюю часть корпуса танков, отправленных на Восточный фронт, устанавливались дополнительные броневые плиты. Небольшое количество Luchs были оборудованы радиостанциями и антеннами, и использовались как разведывательно-коммуникационные танки. Последние варианты Luchs (Luchs 5sm) предусматривали установку 50-мм орудия KwK 39 L/60 (VK 1602 Leopard), но в серийном производстве были только модели с 20-мм орудиями Kwk 38 L/55. Также имеется информация, что 31 Luchs имели открытые башни, были вооружены 50-мм орудиями и начали поступать на фронт в 1943 году. Планировалось также производить на базе Luchs восстановительные машины (Bergepanzer Luchs), но они так никогда и не были реализованы. Параллельно с Bergepanzer Luchs планировалась модель Flakpanzer Luchs, основанная на удлинённом шасси, вооружённая 37-мм зенитным орудием Flak. Этот проект также так и не был реализован. Сегодня Luchs можно увидеть в Англии, в Bovington Tank Museum, Bovington, Dorset.
Боевое применение
На 1 сентября 1939 года немецкие войска располагали 1223 танками этого типа. За время польской кампании вермахт потерял 259 машин, однако безвозвратные потери составили только 83 единицы.
К началу наступления на Западе 10 мая 1940 года панцерваффе располагали 1110 танками типа Pz.II, из них 995 находились в боеготовом состоянии. В составе десяти танковых дивизий, выделенных для проведения кампании, было 920 Pz.II. Во французской кампании были потеряны 240 машин.
Танки Pz.II 2-й, 5-й, 8-й, 9-й, 11-й и 14-й танковых дивизий принимали участие в боевых действиях в Югославии и Греции. Всего было задействовано 260 машин, из которых безвозвратно потеряно 13. Оценка машины
Орудие танка 2 cm KwK 30 L/55 показало себя во время войны оружием великолепной точности, но явно имело недостаточную бронепробиваемость, особенно после начала войны против СССР, где PzKpfw II приходилось встречаться с Т-34. Положение пытались исправить введением в боеукладку подкалиберного боеприпаса с сердечником из карбида вольфрама, но это не оправдало себя. Как и раньше, PzKpfw II использовался в основном против пехоты, расчетов орудий и слабобронированной техники. Проходимость и запас хода танка, в условиях войны в СССР, были непозволительно малы. Приходилось на танк ставить канистры с бензином, что часто видно на фотографиях времен войны. На поздних этапах войны танк по возможности не использовали в бою. Использовался PzKpfw II в основном для разведки, охранной службы, для борьбы с партизанами, как командирская машина.
Классификация лёгкий танк Боевая масса, т 8,9 Компоновочная схема классическая с передним размещением трансмиссии Экипаж, чел. 3 История Годы производства 1935—1942 Годы эксплуатации 1935 — конец 1940-х Количество выпущенных, шт. по разным данным, от 1994 до 2028 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 4810 Ширина корпуса, мм 2223 Высота, мм 1990 Клиренс, мм 345 Бронирование Тип брони стальная катаная поверхностно закалённая Лоб корпуса (верх), мм/град. 14,5 / 8° Лоб корпуса (середина), мм/град. 14,5 / 70° Лоб корпуса (низ), мм/град. 14,5 / 0…90° Борт корпуса, мм/град. 14,5 / 0° Корма корпуса (верх), мм/град. 14,5 / 10° Корма корпуса (середина), мм/град. 14,5 / 6° Корма корпуса (низ), мм/град. 10 Днище, мм 6—10 Крыша корпуса, мм 10 Лоб башни, мм/град. 14,5 / 22° Маска орудия, мм/град. 14,5 Борт башни, мм/град. 14,5 / 22° Корма башни, мм/град. 14,5 / 22° Крыша башни, мм 10 Вооружение Калибр и марка пушки 20-мм KwK 30 Тип пушки нарезная автоматическая Длина ствола, калибров 55 Боекомплект пушки 120 Углы ВН, град. −9,5…+20 Прицелы телескопический T.Z.F.4 Пулемёты 1 × 7,92-мм MG-34 Подвижность Тип двигателя рядный 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 140 Скорость по шоссе, км/ч 40 Запас хода по шоссе, км 190 Запас хода по пересечённой местности, км 125 Удельная мощность, л. с./т 15,7 Тип подвески индивидуальная на листовых рессорах Удельное давление на грунт, кг/см² 0,62 Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стенка, м 0,42 Преодолеваемый ров, м 1,8 Преодолеваемый брод, м 0,93
На 1 июня 1941 года Panzerwaffe имели 1 074 таких танка, из которых в операции против СССР было задействовано 825 обычных и 84 огнеметных машин. В течение 1941 года на Восточном фронте было потеряно 424 танка. Pz.II использовались вплоть до 1943 года. В операции «Цитадель» приняло участие 70 Pz.II. В марте 1945 года в войсках насчитывалось 145 единиц танков этого типа.
|