«Ягдтигр» (нем. Jagdtiger), полное официальное название Panzerjäger Tiger — германская самоходная артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны, класса истребителей танков, тяжёлая по массе. По германской ведомственной системе обозначений военной техники «Ягдтигр» носил индекс Sd.Kfz.186. «Ягдтигр» был разработан в 1942—1944 годах на шасси тяжёлого танка «Тигр II» и стал самым тяжёлым серийно производившимся образцом бронетехники всех времён.
«Ягдтигр» серийно производился с 1944 по 1945 год, однако из-за перебоев с поставками материалов и разрушения заводов воздушными бомбардировками, было выпущено всего, по разным данным, от 70 до 79 САУ этого типа. Из-за малочисленности выпущенных машин, их ненадёжности и постоянной проблемы нехватки горючего для них, боевое применение «Ягдтигров» было ограниченным и не оказало влияния на ход войны, хотя те машины, которым всё же довелось вступить в бой, продемонстрировали способность уверенно уничтожить любой из участвовавших в войне образцов бронетехники стран антигитлеровской коалиции, при этом оставаясь в лобовой проекции почти неуязвимым для их огня. Тем не менее, многие из этих САУ были попросту брошены экипажами после израсходования боеприпасов, топлива или после поломки.Описание конструкции
«Ягдтигр» имел компоновку с размещением моторного отделения в кормовой части, совмещённого трансмиссионного отделения и отделения управления — в лобовой части, а боевого отделения — в неподвижной рубке в средней части корпуса. Экипаж САУ состоял из шести человек: механика-водителя и стрелка-радиста, располагавшихся в отделении управления и наводчика, командира и двух заряжающих, находившихся в боевом отделении.
Броневой корпус
Корпус практически полностью был заимствован от танка «Королевский тигр», с удлинением на 300 миллиметров из-за бо'льших размеров рубки. Защита корпуса была внушительной — верхний лобовой лист имел толщину 150 мм при наклоне в 50 градусов, нижний — 120 мм с таким же наклоном. Толщина бортов и кормы была существенно ниже, впрочем, если учесть, что «Ягдтигру» вменялось в задачу практически всегда быть обращенным к противнику мощной лобовой броней, это можно было не принимать во внимание.
Рубка
Вместо вращающейся башни на Ягдтигр ставили массивную неподвижную рубку, в конической маске типа Saukopf («свиное рыло»). Лобовой броневой лист имел толщину 250 мм с наклоном 15 градусов от вертикали, что делало его практически неуязвимым для всех танковых и противотанковых орудий противника. Из-за огромной массы орудия с маской была применена уникальная схема его монтажа — вместо того, чтобы закрепить орудие на шарнире в лобовом бронелисте рубки, как это характерно для «классических» самоходок, конструкторы создали особый подъемно-поворотный механизм, который монтировался на полике боевого отделения. Таким образом, броневая рубка как бы строилась «вокруг» орудия и экипажа, не входя с орудием в непосредственное зацепление.
Вооружение
В лобовом броневом листе рубки, устанавливалось нарезное орудие 128 мм PaK 44 с длиной ствола 55 калибров. Из-за огромной же отдачи, которая разрушающе воздействовала на ходовую часть, машина вела огонь преимущественно с места. Боекомплект состоял из 38-40 бронебойных и фугасных выстрелов раздельного заряжания и 2925 патронов к курсовому пулемету, размещенному в верхнем лобовом листе корпуса. Масса бронебойного снаряда — 28 кг, фугасного — 25,6 кг. Также в литературе встречаются упоминания о перевооружении (по различным данным - от 1 до 4 машин) части Ягдтигров 88 мм орудием PaK 43 с длиной ствола 71 калибр.
По некоторым данным, на часть машин устанавливались зенитные пулеметы MG-42. Двигатель и трансмиссия
Ни двигателем, ни трансмиссией «Ягдтигр» не отличался от линейного танка, оснащенного 12- цилиндровым бензиновым двигателем Maybach HL 300R мощностью 700 л.с. при 3000 обор./мин.
Ходовая часть
Ходовая часть практически полностью была заимствована у базового танка и применительно к одному борту состояла из ведущего колеса переднего расположения, пяти двойных катков с опорой на внешнюю часть гусеницы, четырех двойных опорных катков с опорой на внутреннюю часть гусеницы и направляющего колеса. Правда, в отличие от танка, у которого половинки направляющего колеса частично перекрывали девятый опорный каток, из-за увеличившейся длины корпуса направляющее колесо было отнесено назад. Организационно-штатная структура
«Ягдтигры» поступали на вооружение отдельных тяжелых противотанковых батальонов (schwerePanzerJagerAbteilung, s.Pz.Jgr.Abt). Планировалось, что они заменят в этих подразделениях САУ «Фердинанд». Однако, из-за сложности в производстве и постоянных бомбежек авиации союзников удалось выпустить сравнительно небольшое количество машин и этим планам не суждено было сбыться. В результате «Ягдтиграми» было вооружено по две из трех рот в двух тяжелых противотанковых батальонах — знаменитых 653-м и 654-м, проявивших себя на Курской дуге.
Боевое применение
Впервые «Ягдтигры» были использованы в боях на Западном фронте в марте 1945 г. Они поражали американские «Шерманы» с расстояния 2500-3000 м! В начале апреля 1945 г. в боевых частях на Западном фронте насчитывалось двадцать четыре «Ягдтигра».Все произведённые "Ягдтигры" составляли два батальона. Один батальон дислоцировался на Западном фронте, другой участвовал в марте 1945г. в операции "Весеннее пробуждение" в Венгрии. Батальон САУ, действовавших на Западном фронте, участвовал в боях Рурском районе, и попал в окружение в Рурском котле. После нескольких дней боев, когда немецкие войска в Рурском мешке сдались, почти вся техника была уничтожена, чтобы не достаться союзникам, а личный состав демобилизован и отправлен по домам.
Оценка машины
Не вызывает сомнения, что «Ягдтигр» в вопросе противотанковой борьбы на порядок превосходил все танки и САУ как антигитлеровской коалиции, так и самого Третьего рейха. Как минимум, до 1948 года в мире не имелось танка, который мог бы выдержать выстрел этой машины даже в лоб. Пушка PaK 44 с длиной ствола в 55 калибров, созданная на базе зенитки, позволяла поражать любой танк на всех разумных дистанциях боя.
Вместе с тем, самоходка обладала целым набором существенных недостатков, самыми важными из которых были следующие: Ходовая часть «Ягдтигра» была крайне перегруженной, что привело к очень низкой надёжности машины. По этой причине в конструкцию САУ штатно входили два стационарных подрывных заряда для её уничтожения в случае технической неисправности. Один заряд размещался под двигателем, второй — под казенником пушки. Мощность двигателя в 700 л. с. для машины массой 75 т была явно недостаточной. Следствием этого была плохая подвижность САУ, что в известной степени уменьшало преимущества мощнейшего лобового бронирования и вооружения. Для сравнения: аналогичный двигатель был установлен на танке «Пантера», весившей на 30 тонн меньше, но уже при своем весе не обладавшей достаточной подвижностью. По этой причине самоходка в основном использовалась в укрытиях на стационарных позициях, где ее низкие ходовые качества особой роли не играли. При отсутствии вращающейся башни, невысокой скорострельности из-за раздельного заряжания и численном превосходстве противника атака во фланг «Ягдтигру» становилась более чем вероятной. В 1944-45 гг. его бортовая броня не обеспечивала надёжной защиты от танковых и противотанковых пушек стран антигитлеровской коалиции. Это же обстоятельство делало машину уязвимой к атакам пехоты со средствами ближнего противотанкового боя — гранатомётами «Базука» или зажигательными бутылками КС. Низкая манёвренность и очень большие габариты не способствовали успешному уклонению от атак с воздуха, значительное количество САУ «Ягдтигр» было выведено из строя авиацией союзников. Дороговизна и нетехнологичность производства. САУ была крайне тяжела, легко вязла на мягком грунте (распаханной пашне) и не могла проехать по ряду мостов из-за большой массы. Несмотря на определенные недостатки конструкции, известный немецкий танкист Отто Кариус, получивший Рыцарский крест с дубовыми листьями за бои на русском фронте и воевавший на "Ягдтигре" перед самым концом Рейха, самой главной проблемой этой машины считал крайне низкую степень подготовки экипажей, что и привело в итоге как к значительным боевым и небоевым (от поломок) потерям, так и низкой боевой эффективности оснащенных этими САУ подразделений.
В результате, число выпущенных машин было весьма невелико и они не оказали сколь-нибудь значительного влияния на исход боевых действий.
Классификация Противотанковая сау Боевая масса, т 75,2 Компоновочная схема моторное отделение сзади, трансмиссионное спереди, боевое и управления в центре Экипаж, чел. 6 История Годы производства 1944—1945 Годы эксплуатации 1944—1945 Количество выпущенных, шт. от 70 до 79, по разным данным Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 7800 Длина с пушкой вперёд, мм 10654 в модификации Хеншеля, 10370 в мод. Порше Ширина корпуса, мм 3625 Высота, мм 2945 Клиренс, мм 490 Бронирование Тип брони стальная катаная и литая Лоб корпуса (верх), мм/град. 150 / 50° Лоб корпуса (низ), мм/град. 120 / 50° Борт корпуса, мм/град. 80 / 0° Корма корпуса, мм/град. 80 / 30° Днище, мм 40 Крыша корпуса, мм 40 Лоб рубки, мм/град. 250 / 15° Борт рубки, мм/град. 80 / 25° Корма рубки, мм/град. 80 / 10° Крыша рубки, мм/град. 45 Вооружение Калибр и марка пушки 128-мм PaK 44 Тип пушки нарезная Длина ствола, калибров 55 Боекомплект пушки 40 Углы ВН, град. −7…+15 Углы ГН, град. ±10 Прицелы телескопический W.Z.F.2/1 Пулемёты 1 × 7,92-мм MG-34, на части машин 1 × 7,92-мм MG-42 Другое вооружение 92-мм гранатомёт Подвижность Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Maybach HL 230 P 30 Мощность двигателя, л. с. 700 Скорость по шоссе, км/ч 38 Скорость по пересечённой местности, км/ч 17 Запас хода по шоссе, км 170 Запас хода по пересечённой местности, км 120 Тип подвески индивидуальная торсионная Удельное давление на грунт, кг/см² 1,06 Преодолеваемый подъём, град. 35° Преодолеваемая стенка, м 0,85 Преодолеваемый ров, м 2,5 Преодолеваемый брод, м 1,6
|