М1 «Абрамс» стал результатом третьей по счету программы по замене танков серии «Паттон». Первые две T95 и MBT-70/XM803 завершились неудачно. T95 не имел превосходства над «Паттонами», тогда как MBT-70 и даже его упрощённая модель XM803, оказались чрезмерно дорогими и сложными. Также не оправдала себя концепция низкобаллистической пушки-пусковой установки ракет, планируемой для установки на танках MBT-70/XM803.
Разработка нового танка, получившего позже обозначение XM-1, началась сразу же после закрытия программы ХМ803 в конце 1971 года. Для снижения технологического риска новый танк решено было делать по классической схеме с экипажем из 4 человек и с пушкой высокой баллистики в качестве основного вооружения. На роль последней рассматривались нарезная 105-мм пушка M68, британская нарезная 110-мм и немецкая 120-мм гладкоствольная пушка. 110-мм пушку отмели сразу же, как не имеющую существенного превосходства над 105 мм. Вариант с 120-мм посчитали рискованным, поэтому было решено оставить пушку М68 с возможностью последующей замены на 120-мм.
В качестве силовой установки рассматривались американский дизель воздушного охлаждения AVCR-1100 (планировался для MBT-70), немецкий дизель водяного охлаждения DB1500 (позднее получил обозначение MB873) и американский газотурбинный двигатель AGT-1500. Мощность всех двигателей была 1500 л.с. Изначально военные отдавали предпочтение дизелю, но в конце 1970-х их симпатии сместились в сторону ГТД.
Согласно первоначальному техническому заданию, танк должен был удерживать 115-мм бронебойный снаряд с расстояния 800 м, цена должна была быть 400 тыс. долларов в ценах 1972 года (по сравнению с 339 тыс. для М60А1 и 611 тыс. для XM803), а масса — 45 тонн. Вскоре стало ясно, что с этими ограничениями не удастся обеспечить требуемую защиту, поэтому лимит был повышен до 500 тыс. долларов и 55 тонн соответственно.
В мае 1973 года компании Крайслер и Дженерал Моторс подали свои конкурсные заявки и 28 июня того же года с компаниями был заключен контракт на постройку прототипов для совместных испытаний. В начале июля представители Дженерал Моторс и Крайслера посетили Англию для знакомства с разработкой композитной брони «Чобхэм» (см.: en:Chobham armour). В результате визита обе фирмы внесли изменения в свои проекты, с целью адаптации новой брони. Ещё одно существенное изменение в проекте стало результатом опыта, полученного в ходе израильско-арабской войны 1973 года. Было решено отказаться от 25-30-мм спаренной автоматической пушки «Бушмастер» в пользу 7,62 мм пулемета, а освободившийся объём использовать для увеличения боекомплекта основного орудия.
Прототип Дженерал Моторс имел шестикатковую ходовую часть. Двое передних и один задний каток оснащались гидропневматической подвеской, остальные — торсионной. В качестве двигателя был выбран дизель AVCR-1360 (развитие AVCR-1100). Место водителя находилось в передней левой части корпуса, справа от него размещалась боеукладка. Дополнительная боеукладка размещалась в нише башни и была оснащена броневой перегородкой и вышибными панелями.
Прототип Крайслера оснащен семикатковой ходовой частью с торсионной подвеской. Силовая установка — ГТД AGT-1500. Водитель был размещён строго по продольной оси, с обеих сторон от него размещались топливные баки. Основная боеукладка была в нише башни, также за броневой перегородкой и с вышибными панелями.
Совместные испытания проходили с 31 января по 7 мая 1976 года. Выяснилось, что оба танка соответствовали заявленным требованиям. С сентября по декабрь 1976 года в США также проходили испытания Леопарда 2 AV, оснащённого 105-мм пушкой. Немецкий танк показал хорошие ходовые качества, надежность и точность стрельбы. Однако он был дороже и несколько уступал американскому танку в броневой защите и размещению боеукладки. Поэтому было решено не принимать его на вооружение.
После окончания испытаний был объявлен конкурс на постройку 462 танков (установочной партии из 110 танков в первый год и 352 серийных танка во второй). Дженерал Моторс предложила более низкую цену (208 млн долларов против 221 млн у Крайслера), однако эта цена базировалась на дизельном двигателе, тогда как армия предпочитала ГТД. Дженерал Моторс было предписано разработать вариант с ГТД, а Крайслеру — с дизелем, также было предписано подготовить танки для лёгкой замены на 120-мм орудие в будущем. Крайслер внес дополнительные изменения в проект, повысившие шанс на успех: улучшил конфигурацию композитной брони, оснастил специальной броней также и маску орудия. В целях снижения цены командир был оснащён отводом от прицела наводчика вместо независимого прицела (упрощённый прицел наводчика).
12 ноября 1976 года было объявлено о выигрыше варианта Крайслера с ГТД. Им удалось снизить цену контракта до 196 млн долларов. В то же время цена Дженерал Моторсовского контракта после установки ГТД возросла до 232 млн (дизельные варианты обеих фирм после внесённых изменений стоили соответственно 174 и 186 млн). Таким образом, окончательный вариант танка стоил 422 тыс. долларов за единицу против 432 тыс. за М60А3 (все цены в долларах 1972 года).
Для испытаний второго этапа (технические DT-II и войсковые ОТ-II испытания) фирма Крайслер изготовила 11 опытных образцов танка ХМ1 с внесёнными изменениями. Испытания DT-II проводились с февраля 1978 по сентябрь 1979 года, ОТ-II — с апреля 1978 по февраль 1979 года.
Ещё до завершения второго этапа в мае 1978 года Пентагон утвердил постройку установочной партии из 110 танков, предназначенных для участия в испытаниях третьего этапа и для обучения личного состава танковых подразделений. Первые два из этих танков были переданы на специальной церемонии 28 февраля 1980 года. Тогда же танк получил название «Абрамс» в честь генерала Вьетнамской войны Крейтона Абрамса. Третий этап технических и войсковых испытаний проходил соответственно с марта 1980 по сентябрь 1981 года (DT-III) и с сентября 1980 по май 1981 года (ОТ-III). 17 февраля 1981 года танк под обозначением «105-мм пушечный гусеничный танк М1» был принят на вооружение армии США.
В 2006 году кинокомпания National Geographic сняла документальный фильм о заводах по производству танков Абрамс
Модификации M1A2SEP в городе Талль-Афар. Ирак, февраль 2006 M1 (1980) — базовая модель. 105-мм нарезная пушка, боекомплект 55 снарядов. IPM1 (1984) — усилено лобовое бронирование корпуса и башни (уровень M1A1), модернизирована подвеска и трансмиссия, введен электроспуск ЗПУ. M1A1 (1985) — 120-мм гладкоствольная пушка, боекомплект 40 снарядов, новая коллективная система защиты от ОМП со встроенным кондиционером. M1A1HA (1988) — усилено бронирование башни. M1A1HC (1990) — доработки в соответствии с требованиями КМП, боекомплект увеличен до 42 артиллерийских выстрелов. М1А1НА+ (1991) — аналогичен M1A1HC, но усилено бронирование лба башни. М1А1D (2000) — боевая информационно-управляющая система FBCB2. M1A1AIM — модернизация ранее построенных танков. Тепловизор второго поколения для наводчика, безопасный для глаз лазерный дальномер, тепловизионный прибор наблюдения для механика-водителя, система управления войсками FBCB2, телефон для связи с пехотой. M1A2 (1992) — независимый тепловизионный панорамный прицел командира, новый прицел наводчика со стабилизацией в двух плоскостях и безопасным для глаз дальномером, новая командирская башенка с 8 перископами (вместо 6), тепловизионный прибор наблюдения для механика-водителя, боевая информационно-управляющая система IVIS. Усиленное бронирование. Боекомплект 42 выстрела к орудию. M1A2SEP (2000) — в прицелы командира и наводчика введены тепловизионные камеры 2го поколения (технология SADA II), установлена система управления войсками FBCB2. Усилено бронирование. Введен кондиционер. M1A2TUSK — установлен «Tank Urban Survival Kit» — «танковый городской комплект выживания» — дополнительные резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны, а также второй зенитный пулемет М-240 и телефон для связи с пехотой.
Описание конструкции
Танк выполнен по классической компоновочной схеме с отделением управления в передней части машины, боевым отделением в средней части и моторно-трансмиссионным в кормовой. Экипаж состоит из командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя.
Броневой корпус и башня
Корпус и башня — сварные. В их передних частях применено многослойное пассивное бронирование, подобное английской броне «чобхэм», используемой на танках «Челленджер». Характерным для «Абрамса» является большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса по отношению к вертикальной плоскости (82°) и большой зазор между башней и корпусом. При закрытом люке механик-водитель занимает положение полулёжа.
В 1989 г. проводился обстрел M1A1HA (heavy armour) с урановой броней, выдержки из приложений Е и С.
()14 Report Summary 27 Fliszar et al (1989) This test evaluated DU aerosol levels generated inside and outside a heavy (ie DU) armour Abrams tank hit by various types of rounds…
Целью обстрела была оценка концентрации урановой «пыли» внутри и снаружи M1A1HA, при попадании различных видов снарядов.
The seven tests used the following rounds: 120-mm APFSDS KE (kinetic energy)-Tungsten; 120-mm Heat-MP; 100-mm AP-C steel rod; anti-tank mine; 120-mm APFSDS KE DU (test 5A); 120-mm APFSDS KE-Tungsten (test 5B); and ATGM equivalent (test 6B)…
Семь тестов: 120мм ОБПС(обедненный уран) ,120мм ОБПС(вольфрам), 120мм БКС, 100мм ОБПС, ПТ мина, ПТУР, 120мм ОБПС.
but after several tests heavy armour material was blown out more than 76 metres…
В результате продолжительного обстрела фрагменты уранового бронирования (heavy armour) были разбросаны на дистанцию 76 метров.
Air sampling results for test #7, which caused a fire that consumed the vehicle,…
В ходе последнего теста № 7(ПТУР) в танке возник пожар, уничтоживший его.
in which the team member re-entered after the fire and collected samples primarily from inside the crew compartment. The report indicated a penetrator might have been ejected from one of the storage compartments into the crew compartment and then completely oxidized during the test.
Команда экспериментаторов так же отметила, что во время пожара снаряды из забашенной ниши вывалились в боевое отделение, где и сгорели.
Researchers also sampled interior air during the three last impact tests, when breakthrough into the crew compartment occurred (see annexe C, section C2.2).
В трех последних тестах лобовая броня была пробита.
Раздел С2.2 позволяет оценить заброневое действие после того, как в итоге броня была пробита.
The tests measured DU aerosol levels generated inside and outside a heavy (ie DU) armour Abrams tank hit by various types of round. Interior air was sampled during three impact tests when breakthrough into the crew compartment occurred. Limited data were collected in the first two of those tests but not for the last test because all the air samplers were destroyed. During the first two tests, most air samplers shut down soon after impact.
Датчики отключились вскоре после пробития. Пожар в последнем тесте привел к их полному уничтожению.
Однако выводов о защите на основании этого теста сделать невозможно: обстрел являлся довольно продолжительным, и лобовая броня была пробита после нескольких предварительных попаданий, не преодолевших, но ослабивших ее. Целью обстрела являлось выяснение распространения урановых фрагментов, но не стойкости брони.
Вооружение Заряжающий танка заряжает пушку
Модификации M1 и M1IP вооружены 105-мм нарезной пушкой М68А1 (модернизированный вариант британской L7), стабилизированной в двух плоскостях. В боекомплект входят 55 унитарных снарядов с металлической гильзой 5 видов: бронебойные оперённые подкалиберные с отделяющимся поддоном М735, М774, М833, М900, кумулятивные снаряды М456А1 и М456А2, бронебойно-фугасный М393А2, с готовыми стреловидными поражающими элементами М494 и дымовой М416 (на основе белого фосфора).
Основная часть боекомплекта к пушке (44 унитарных выстрела из 55) размещена в изолированном отсеке кормовой части башни. Остальные выстрелы хранятся в изолированном отсеке в корпусе танка (8 штук) и в бронированном контейнере на полике башни перед заряжающим (три).
Начиная с 1985 года на танках «Абрамс» устанавливается 120-мм гладкоствольная пушка М256 (лицензионный вариант немецкой пушки Rheinmetall 120) также стабилизированная в двух плоскостях. В боекомплект входят унитарные снаряды с частично сгораемой гильзой: оперённые бронебойные подкалиберные с отделяющимся поддоном М829, М829А1, М828А2, М829А3, кумулятивный М830, подкалиберный кумулятивно-осколочный М830А1, подкалиберный бетонобойно-фугасный М908, с готовыми шариковыми поражающими элементами М1028.
В связи с большим диаметром гильз 120 мм выстрелов боекомплект сокращён до 40 (42 на М1А1НС и М1А2): 34 в нише башни (36 на М1А1НС М1А2) и 6 в корпусе танка; укладка на полике башни отменена.
Вспомогательное вооружение представлено 7,62-мм пулемётом М240, спаренным с пушкой, вторым таким же пулемётом, установленным перед люком заряжающего, и 12,7-мм пулемётом М2, смонтированным на командирской башенке. Боекомплект 11.400 патронов калибра 7,62-мм и 1000 патронов калибра 12,7-мм. На бортах башни установлены два 66-мм шестиствольных гранатомётов М250 (четыре четырёхствольных гранатомёта М257 на танках М1А1 и М1А1НС корпуса морской пехоты) для поставки дымовых завес.
СУО и приборы наблюдения На М1 «Абрамс» установлена достаточно современная система управления огнём фирмы Хьюз Эйркрафт. В основной прицел наводчика GPS встроены лазерный дальномер и тепловизионный прибор. Дневной канал имеет две кратности увеличения 3 и 10. Поле зрения стабилизировано в вертикальной плоскости. Имеется также вспомогательный телескопический нестабилизированный прицел М920 с 8-кратным увеличением. Командир пользуется отводом от основного прицела наводчика, при необходимости он может вести огонь из пушки вместо наводчика. Также у командира имеется трёхкратный нестабилизированный перископический прицел М938 для стрельбы из 12,7-мм пулемёта, установленный во вращающейся башенке. Для кругового обзора по периметру командирской башенки также установлены 6 перископов. Электронный баллистический стабилизированный прицел командира CITV. Вместо вращающейся башенки установлена неподвижная с 8 перископами, обеспечивающая гораздо лучший круговой обзор. Прицел М938 ликвидирован. Основной прицел наводчика существенно модернизирован: он получил независимую стабилизацию в двух плоскостях, лазерный дальномер заменён на более совершенный, работающий на углекислом газе. Также тепловизионный прибор ночного видения установлен у механика-водителя (вместо ЭОП).
Усовершенствованию подверглась бортовая аппаратура. Внедрена танковая информационно-управляющая система (ТИУС) IVIS, инерциальная навигационная система, новая радиостанция. Отдельные электронные системы связаны между собой через шину данных MILSTD 1553D.
Так как ТИУС IVIS оказалась крайне неудачной, на модели М1А2SEP её заменили на систему управления войсками FBCB2. Кроме того, М1А2 SEP получил тепловизионные камеры второго поколения для наводчика и командира; навигационная система дополнена приёмником NAVSTAR. FBCB2 также устанавливается при модернизации M1A1 по программе AIM.
Двигатель Установка двигателя в M1A1
Газотурбинный двигатель AVCO Lycoming AGT-1500 выполнен в едином блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией X-1100-3B. Блок массой 3860 кг может быть заменён менее чем за 1 ч.
Выбор газотурбинного двигателя американские специалисты объясняют рядом его преимуществ по сравнению с дизелем той же мощности. Меньшая масса, относительная простота конструкции, повышенная надёжность и ресурс. Также ГТД имеет пониженную задымлённость и шумность, лучше удовлетворяет требованиям многотопливности, гораздо легче запускается при низких температурах. Основными недостатками являются повышенный расход топлива и воздуха (в результате система воздухоочистки занимает втрое больший объём по сравнению с дизелем).
AGT-1500 является трёхвальным двигателем с двухкаскадным осецентробежным компрессором, индивидуальной камерой сгорания тангенциального расположения, свободной силовой турбиной с регулируемой сопловым аппаратом и стационарным кольцевым пластинчатым теплообменником. Сопловые и рабочие лопатки первой ступени турбины высокого давления охлаждаются воздухом, отбираемым на выходе из компрессора и подаваемым через отверстия в хвостовиках лопаток. Максимальная температура газа в турбине 1193 °C. Редуктор, размещённый внутри корпуса теплообменника, уменьшает число оборотов на выводном валу ГТД до 3000 об/мин. Двигатель обеспечивает танку М1 «Абрамс» высокую приёмистость — до скорости 30 км/ч танк разгоняется за 6 с.
С середины 1990-х началось массовое оснащение танков «Абрамс» вспомогательными силовыми установками (ВСУ). ВСУ имеет мощность 5,6 кВт и размещается в бронированном ящике, установленном в корзине башни.
Также ВСУ является уязвимым местом. Бронированный ящик имеет недостаточную толщину стенок и пробивается пулеметным патроном, что приводит к возгоранию ВСУ, а затем и газотурбинного двигателя.
Трансмиссия
Автоматическая гидромеханическая трансмиссия Allison X-1100-3B обеспечивает 4 передачи переднего хода и 2 заднего. Она состоит из гидротрансформатора с автоматической блокировкой, планетарной коробки передач и бесступенчатого гидростатического механизма поворота.
Поскольку диапазон планетарной коробки передач при четырёх передачах переднего хода составляет 6,5, то при наличии ГТД, обладающего повышенным коэффициентом приспособляемости, нет принципиальной необходимости в участии гидротрансформатора в формировании тягового усилия на гусеницах при поступательном движении танка. Применение гидротрансформатора в данной трансмиссии может быть объяснено тем, что она создавалась для работы с поршневым двигателем той же мощности, а также для уменьшения работы буксования фрикционных элементов при переключении передач.
Уязвимые места танка «Абрамс», уничтоженный в ходе боевых действий. Ирак
По данным сайта btvt.narod.ru, применение танка в Ираке выявило целый ряд его недостатков. Утверждается, что лобовая броня является довольно прочной, но боковая, верхняя и задняя уязвима для любого гранатометного огня. Со ссылкой на неназываемых зарубежных специалистов сайт сообщает, что реактивные гранаты ПГ-7В для РПГ-7 с вероятностью 55 % поражают «Абрамс» в борт башни и борт корпуса над катками; с вероятностью 70 % — в крышу башни (однако не указан угол обстрела). Также следует отметить,что для применения 12,7 мм пулемета, смонтированного на башне, следует открывать люк, при этом у стрелка ведущего огонь из пулемета в значительной степени открыта верхняя половина тела.
Потери
Согласно приведенным генерал-майором Т. Такером сведениям, по состоянию на февраль 2005 г. повреждения различных степеней тяжести получили 70% танкового парка из 1135 «Абрамсов», развернутых в Ираке; из них 80 машин оказались повреждены тяжело, и для капитального ремонта их потребовалось отвезти на завод-изготовитель; в свою очередь из них 17 было оценено как не подлежащие восстановлению. Таким образом, безвозвратные потери составили всего 5% от общего количества поврежденных танков.
По некоторым данным, через год, в феврале 2006 г., число уничтоженных в Ираке М1 всех модификаций увеличилось до 20.
Цена
Средняя балансовая цена танка в модификации М1А2 составляет около 6 миллионов долларов США (данные на 1999 год).
В то же время, закупочная стоимость танка значительно ниже: так, вновь построенные M1A1 SA, поставляемые в ВС Ирака, были оплачены производителю из расчета 1,4 млн доллара за машину; для Австралии M1A1 AIM с более совершенной комплектацией, однако полученные из запасов армии США, обошлись в 1,18 млн за каждый танк.
Стоимость капитального ремонта с глубокой модернизацией по программе Abrams Integration Management, включающей установку АСУ FBCB2, новых тепловизионных камер, модернизацию брони и т. д., составляет 0,7-1 млн долларов. Стоимость наиболее комплексной модернизации до уровня M1A2 SEP, включающую замену боевого отделения целиком, в разные годы колебалась от 1,4 до 2,6 млн долларов. Классификация основной боевой танк Боевая масса, т М1А1 — 57,15 т; М1А2 — 61,3 т Компоновочная схема классическая Экипаж, чел. 4 История Годы производства с 1980 Годы эксплуатации с 1981 Количество выпущенных, шт. 10 700 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 7917 Длина с пушкой вперёд, мм 9766 Ширина корпуса, мм 3658 Высота, мм 2885 Клиренс, мм 480 Бронирование Тип брони катаная стальная и комбинированная, противоснарядная Вооружение Калибр и марка пушки 105-мм M68 (начиная с M1A1 — 120-мм М256) Тип пушки нарезная (начиная с M1A1 — гладкоствольная) Длина ствола, калибров 50,92 (начиная с M1A1 — 44) Боекомплект пушки M1 — 55 (начиная с M1A1 — 42) Углы ВН, град. −10…+20 Прицелы перископический монокулярный GPS со встроенным лазерным дальномером, телескопический M920, монокулярный M919 Пулемёты 1×12,7-мм M2HB, 2×7,62-мм M240 Подвижность Тип двигателя газотурбинный Мощность двигателя, л. с. 1500 Скорость по шоссе, км/ч M1 — 72; M1A2 — 70 Скорость по пересечённой местности, км/ч 48,3 Запас хода по шоссе, км 41 Удельная мощность, л. с./т 24,5 Тип подвески индивидуальная торсионная Удельное давление на грунт, кг/см² М1 — 0,93; М1А1 — 0,97; М1А2 — 1,07 Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стенка, м 1,2 Преодолеваемый ров, м 2,7 Преодолеваемый брод, м 1,2 (2,3 с ОПВТ)
|