Т-16 (ХТЗ) или ХТЗ-16 — эрзац-танк (бронетрактор), выпускавшийся в 1941 году, в начальный период Великой Отечественной войны, на Харьковском и Сталинградском тракторных заводах. Представлял из себя обычный сельскохозяйственный гусеничный трактор, обшитый листами брони, с установленным пушечным и пулеметным вооружением. История появления
На протяжении 1930—1932 годов в Советском Союзе проводился ряд экспериментов по созданию на базе сельскохозяйственных тракторов самоходных артиллерийский установок для непосредственной поддержки пехоты. Испытывалось около десятка различных опытных образцов бронетракторов. К весне 1932 года руководство Управления моторизации и механизации РККА, получив результаты испытаний бронетракторов различных конструкций, пришло к выводу, что сделать из обычного трактора полноценную боевую машину невозможно. Получавшаяся в результате техника не могла решать поставленные боевые задачи.
После ряда поражений понесенных Красной Армией летом 1941 года и больших потерях в танках, советским руководством был принят ряд срочных мер. 20 июля 1941 года по результатам заседания ГКО СССР было принято постановление № 219 «Об организации производства 2 тысяч бронетракторов». В соответствии с ним серийное производство бронетракторов планировалось развернуть на двух ведущих тракторостроительных предприятиях: Харьковском тракторном (ХТЗ) и Сталинградском тракторном (СТЗ) заводах. Причем, бронетрактора должны были быть побочной продукцией: одновременно на заводах шла подготовка к производству танков: средних Т-34 на Сталинградском и легких Т-60 на Харьковском. Проект поручили разработать конструкторскому бюро танкового отдела НАТИ. Предполагалось бронировать и вооружать трактора 45 мм танковыми пушками и использовать в качестве противотанковых самоходных орудий.
В начале августа в НАТИ испытывали четыре экспериментальных образца бронетракторов с 45 мм пушками построенных на базе 1ТМВ, СТЗ-3, СХТЗ-НАТИ и СТЗ-5. Для серийного производства избрали вариант на базе СТЗ-3, при бронировании шасси трактора было усилено, а для плавности хода на него установили обрезиненные катки и гусеницы с трактора СТЗ-5. Кабина водителя демонтировалась, на ее место устанавливалась броневая рубка с толщиной брони 10-25 мм. Бронетрактор вооружался 45-мм танковой пушкой 20К образцов 1932/34/37 годов. Для ближнего боя экипаж имел пулемет ДП, перевозимый внутри. Устанавлемая пушка имела ограниченные углы обстрела — чтобы навести ее на цель необходимо было разворачивать весь трактор. При постановке на серийное производство машина получила индекс ХТ3-16 (иногда проходила в документах, как Т-16 (ХТЗ)).
Принимая во внимание, что СТЗ уже освоил производство танков Т-34, а на ХТЗ только начались работы по подготовке к выпуску Т-60, наркомом танковой промышленности В. А. Малышевым было принято решение основной объем производства бронетракторов развернуть в Харькове. Планом предусматривалось изготовить к октябрю 1941 года на Харьковском тракторном около тысячи ХТЗ-16, еще 500 в Сталинграде. Бронедетали для них должен был поставлять Новокраматорский машиностроительный завод. Последний, в свою очередь, получал прокат с Мариупольского завода имени Ильича. Производство бронетракторов было начато в конце августа 1941 года, но из-за постоянных сбоев с комплектующими, так и не вышло на крупносерийный уровень.
В середине сентября 1941, после разгрома и окружения основной группировки Юго-Западного фронта под Киевом, создалась угроза быстрого захвата немецкими войсками Донбасса и Харьковского промышленного района, где были сосредоточены основные производственные мощности металлургии и тяжелой промышленности в европейской части СССР. Уже через несколько дней ГКО СССР принимает решение об эвакуации сотни ведущих предприятий Восточной Украины. К моменту эвакуации Новокраматорского завода он успел поставить в Харьков не более сотни бронекомплектов для тракторов, в то время как на ХТЗ уже было подготовлено более 800 тракторных гусеничных шасси для ХТ3-16. 18 сентября 1941 года началась эвакуация цехов Харьковского тракторного завода, и к концу октября суммарный выпуск бронетракторов в Харькове составил около 50-60 единиц. Так как, Сталинградский завод был загружен производством танков и не мог производить бронетрактора, то количество выпущенных в Сталинграде ХТЗ-16 не превышало 30 машин.
Боевое применение
Подробных данных об боевом использовании ХТЗ-16 немного. Производимые бронетрактора поступали на вооружение противотанковых подразделений воинских частей, формируемых в Харьковском военном округе. Так, в противотанковую роту 14-й танковой бригады поступило 8 бронетракторов ХТЗ-16, только сошедших с конвейера. Еще около 10-15 бронетракторов ХТЗ-16 в составе отдельного дивизиона принимали участие в обороне Полтавы в конце сентября 1941 года, где были быстро потеряны. В середине октября в составе Харьковского гарнизона был сформирован отдельный бронетанковый (противотанковый) отряд, который состоял из 47 единиц бронетанковой техники устаревших типов (25-Т-27, 13-Т-16 (ХТЗ), 5-Т-26, 4-Т-35). 23-25 октября 1941 года за Харьков начались уличные бои. В этих боях все машины противотанкового отряда были либо уничтожены, либо брошены при отступлении. Десять машин в составе 133-й танковой бригады приняли участие в обороне Москвы. Последние ХТЗ-16 были потеряны в мае 1942 года в при попытке освободить Харьков.
Основными недостатками ХТЗ-16, как и всех бронетракторов, были низкая скорость, высокий силуэт, слабая бронированность, плохая обзорность в ходе боя и неподвижная пушка. Схожие машины
Работы по бронированию тракторов проводились и в осажденной Одессе. На протяжении августа-сентября 1941 года на одесских заводах было переоборудовано не менее 46 СТЗ-5. В отличие от проекта ХТЗ-16, разработанного централизованно, одесские бронетрактора собирались без какой либо документации — использовалось все, что было под рукой. Внешние изображения Бронированный трактор, построенный в мастерских Курессарского училища
Вместо броневой устанавливались сварные листы из судостроительной или котельной стали. Типового вооружения не было: пулеметные трактора вооружались одним-двумя пулеметами 7,62-мм ДТ либо одним 12,7-мм ДШК, пушечный вариант имел 45-мм танковую пушку 20К или 76-мм горную пушку.
После войны за этими машинами закрепилось название НИ/НИ-1 («На испуг»), а до этого по документам они проходили как «танк-трактор» или «бронированный трактор».
В августе 1941 года до десяти бронетракторов, на базе шасси СТЗ-5, было сделано на Ижорском заводе в Ленинграде. Они получили индекс ИЗ. О конструкции и применении этих бронетракторов не известно.
Также известно об участии импровизированных бронированных машин при обороне Моонзундских островов. Так, в целях усиления огневой обороны, защитники островов по собственной инициативе построили из тракторов 4 танка, вооружённых пулемётами. К настоящему времени документально подтверждено наличие в сентябре — октябре 1941 года на островах Моонзундского архипелага одного взвода химических танков. 2 танкеток и 5 или 6 импровизированных боевых бронированных машин. Согласно же данным противника, общее количество захваченных советских бронеединиц на островах равнялось 18.
Сохранившиеся экземпляры
По некоторым данным сохранившийся экземпляр бронетрактора ХТЗ-16 находится в Национальном музее истории Великой Отечественной войны 1941—1945 годов в городе Киев.
Классификация бронетрактор Боевая масса, т ~ 7 т. Компоновочная схема с передним расположением двигателя Экипаж, чел. 2-4 История Годы производства 1941 Годы эксплуатации 1941—1942 Количество выпущенных, шт. порядка 70—100 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм ~ 4200 Ширина корпуса, мм ~ 1900 Высота, мм ~ 2400 Бронирование Тип брони стальная катаная Лоб корпуса, мм/град. 10—20 мм Борт корпуса, мм/град. 10 мм Корма корпуса, мм/град. 10 мм Днище, мм 10 мм Крыша корпуса, мм 10 мм Лоб рубки, мм/град. 25 мм Борт рубки, мм/град. 10 мм Корма рубки, мм/град. 10 мм Крыша рубки, мм/град. 5 мм Вооружение Калибр и марка пушки 45-мм 20К образца 1932/34/37 года Пулемёты 1 × 7,62-мм ДП Подвижность Тип двигателя четырехцилиндровый, керосиновый Мощность двигателя, л. с. 52 Скорость по шоссе, км/ч ~ 15-20 Скорость по пересечённой местности, км/ч ~ 5 Запас хода по шоссе, км 120 Удельное давление на грунт, кг/см² 0,64 Преодолеваемый подъём, град. 40 (по твердому грунту)
|