Немногие знают, что работы по советским противотанковым САУ, которые в СССР тогда назывались "танками-истребителями”, начались почти одновременно с их немецкими аналогами. Ещё до начала войны, в апреле 1941 г., обсуждался вопрос о перевооружении танка Т-50 57-мм пушкой ЗиС-2, способной бороться с любыми танками противника. Работу по такой САУ поручили заводу №174, специалисты которого разработали проект с использованием шасси легкого танка при несколько видоизмененном корпусе и просторной рубкой вместо башни. Эта разработка вызвала интерес у военных, но из-за начала войны до практической реализации дело не дошло. Пока разворачивалось производство Т-50 поступило предложение выпускать на шасси легких танков Т-26 (которые поступали на ремонт в больших количествах) аналогичную САУ, вооруженную 76,2-мм пушкой Ф-32, установленной в бронированной надстройке. Таким образом предполагалось получить аналог немецкого "Marder”, однако эвакуация предприятий, занятых выпуском орудий не позволила выполнить и этот план. Правда, с осени 1941 г. ленинградский завод №126 приступил к выпуску САУ огневой поддержки на шасси тех же Т-26. Потом о "танках-истребителях” на время забыли.
К данному вопросу вернулись только весной 1942 г. По всей видимости, удачное использование немецких противотанковых САУ, вооруженных даже 47-мм пушками, приняло к сведению и советское командование. Для новой самоходки предлагалось использовать доработанное шасси легкого танка Т-60, с применением автомобильных агрегатов. Также оговаривались и другие, не менее важные требования: низкий силуэт, автомобильный двигатель, экипаж из 3-х человек и бронирование, способное защитить САУ от огня 37-мм и 50-мм ПТО. Вооружение должно было состоять из орудия, способного пробивать 50 мм броню с расстояния не менее 500 метров. К проектированию привлекли несколько предприятий и КБ, первым из которых справилось НИИ-13. Бронирование самоходки состояло из 15-35 мм бронелистов, размещенных под большими углами наклона, двигатель и КП заимствовали у автомобиля ЗиС-5. Было предложено три варианта вооружения: - с 45-мм пушкой М-42 (И.13.73-СУ) - с двумя спаренными 45-мм пушками М-42 (И.13.75-СУ) - с 76-мм "самоходной” пушкой, являвшейся доработанной Ф-22 (И.13.76-СУ) В декабре 1942 г. поступило распоряжение собрать САУ первого и третьего вариантов, присвоив им обозначения СУ-ИТ-45 и СУ-ИТ-76. Постройку обеих самоходок завершить не успели, поскольку испытания трофейных образцов танков Pz.IV и Pz.VI "Tiger” показали, что выбранные орудия не будут эффективными против этих немецких машин.
Последняя попытка поставить РККА полноценный "танк-истребитель” была предпринята заводом ГАЗ. Осенью 1943 г. конструкторский коллектив этого предприятия, во главе с Н.Астровым, совместно с КБ НАТИ разработали два проекта "безбашенных танков-истребителей ГАЗ-74”, отличавшихся расположением боевого отделения. Модификация ГАЗ-74а по компоновке напоминала серийную СУ-76, у которой рубка с орудием располагалась в корме. Модификация ГАЗ-74б более тяготела к СУ-ИТ-76 с передним расположением боевого отделения, американским дизелем GMC-71 и вооруженная пушкой С-1 калибра 76-мм. После оценки прототипов для передачи на госиспытания выбрали ГАЗ-74б, которому присвоили новый индекс СУ-76-И (по другим данным – СУ-74). Но и эта САУ на вооружение принята не была всё по той же причине – 76-мм пушка с длиной ствола 41 калибр считалась в 1944 г. малоэффективной для борьбы с немецкими тяжелыми танками. Тогда САУ запланировали перевооружить пушкой С-54, которую вскоре заменили на С-1, и довели лобовую броню до 60 мм. На испытания эта САУ сначала поступила под обозначением СУ-76д, но на государственных испытаниях индекс сменили на СУ-80. Поскольку СУ-80 не имела существенных преимуществ перед серийной СУ-76М, а в качестве силовой установки использовался импортный двигатель, её производство налажено не было. Стараясь спасти наработки по ГАЗ-74б конструкторский коллектив НАТИ предложил собственный вариант "танка-истребителя” с 57-м орудием, оказавшийся ещё более неудачным. В итоге работы по легким "танкам-истребителям”, наподобие немецкого "Hetzer”, в Советском Союзе были свернуты.
БОЕВАЯ МАССА
ЭКИПАЖ, чел. 3
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм
Ширина, мм
Высота, мм
ВООРУЖЕНИЕ 76,2-мм пушка C-1
БОЕКОМПЛЕКТ
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ
БРОНИРОВАНИЕ
ДВИГАТЕЛЬ GMC-71, дизельный
ТРАНСМИССИЯ
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 5 опорных катков, 4 поддерживающих ролика, заднее ведущее колесо
СКОРОСТЬ
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Высота стенки, м 0,75
Ширина рва, м 2,00
Глубина брода, м
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция 71ТК
|