Фаустпатро́н (нем. Faustpatrone, от Faust «кулак», здесь «рука» и Patrone «патрон») — первый противотанковый гранатомёт, одноразового действия.
Назывался также «Фаустпатрон 1», «Фаустпатрон малый» (klein), «Фаустпатрон 30» или, позже, «Панцерфауст 30» (здесь индекс 30 — эффективная дальность стрельбы в метрах). В Красной армии название «Фаустпатрон» закрепилось как совокупное обозначение всех немецких противотанковых гранатомётов одноразового использования.
Фаустпатрон являлся лёгким динамореактивным (без отдачи при выстреле) оружием. Граната не имела реактивного двигателя а выстреливалась из ствола при помощи метательного заряда, как обычная надкалиберная граната. Для гашения отдачи применялся тот же принцип что и в безоткатных орудиях, а именно динамореактивный: ствол фаустпатрона открыт с обеих сторон, при воспламенении метательного заряда часть газов толкала вперед гранату, а другая (большая) часть вырывалась из ствола назад, формируя реактивную струю, которая и компенсировала отдачу при выстреле. Это приводило к весьма малой дальности полета гранаты (до 50 метров), и, как следствие, к невысокой эффективности.
История
В отличие от американской базуки М1, не является переносной ракетной установкой. Фаустпатрон ориентирован на боевое применение не специально обученными расчётами, а обычными пехотинцами. Для освоения бойцом фаустпатрона было достаточно пятиминутного инструктажа.
Разработка фаустпатрона была начата в 1942 году в Лейпциге германской фирмой HASAG (Hugo Schneider AG), руководитель разработки доктор Х. Лангвайлер (Heinrich Langweiler). Была поставлена задача создания простого и эффективного оружия пехоты для борьбы с танками, поскольку у немецких солдат на территории СССР не было эффективных средств ближнего боя с танком Т-34. В январе 1943 года 500 гранатомётов поступили в войска вермахта.
Всего в Германии за годы Второй мировой войны было изготовлено 8 254 300 фаустпатронов различных модификаций.
Недостатки фаустпатрона состояли в отсутствии прицела, а также склонности его остроконечной боевой части диаметром 100 мм рикошетировать на наклонной броне танка Т-34, либо разрываться на броне без пробития. Благодаря оперативно выявленным недостаткам, одновременно с принятием фаустпатрона на вооружение началось производство лишённого отмеченных недостатков «панцерфауста 30». На нём был установлен прицел, масса метательного заряда была увеличена до 96 граммов, удвоена масса кумулятивной боевой части. Диаметр боевой части увеличен до 150 мм, её головная часть выполнена с площадкой притупления для увеличения площади контакта с наклонной броней и повышения эффективности бронепробивного действия.
Вот мнение о применении фаустпартрона в боях за Берлин командующего 2-й гвардейской танковой армией маршала бронетанковых войск С. И. Богданова: «О фаустпатроне. Я не могу согласиться с тем, что фаустпатрон являлся препятствием для танковых войск. Я считаю, что это переоценка фаустпатрона в Берлинской операции. Почему? Фаустпатрон находился в руках необученного, морально, физически и военно не подготовленного солдата германской армии фольксштурма, и поэтому он не являлся таким грозным оружием для нашего советского непревзойденного танка „Т-34". Во время наступления я очень серьезно разговаривал со своими командирами корпусов, командирами бригад, личным составом и выяснил, что фаустпатрон являлся жупелом, которого иногда группы или отдельные танки боялись, но повторяю, что в Берлинской операции фаустпатрон не являлся таким страшным оружием, как представляют некоторые».
|