«Чи́фтен» (англ. Chieftain-Вождь) — основной боевой танк производства Великобритании, состоявший на вооружении армии Соединённого Королевства в 60-х и 70-х годах XX века. Сочетая в себе высокую огневую мощь с мощным бронированием, «Чифтен» считался специалистами одним из сильнейших западных танков того времени. На этой машине также впервые было установлено полулежачее кресло водителя —- конструкция, позволившая значительно снизить высоту танка. История создания и производства Танки «Чифтен» явились логическим продолжением линии танков «Центурион», хорошо зарекомендовавших себя в различных военных конфликтах. Вторая мировая война привела к серьёзным изменениям в британской военной доктрине. В частности, после столкновений с хорошо защищёнными немецкими танками, англичане поняли, что нельзя пренебрегать огневой мощью и бронированием в угоду маневренности.
Компания «Лейленд», вовлечённая в производство танка «Центурион», учла эти выводы при разработке прототипов дизайна нового танка, которые были затем отправлены в Военное министерство Великобритании. В начале 60-х новый дизайн был утверждён, и в 1967г в производство поступила первая модификация машины. Танк «Чифтен» был разработан так, чтобы быть настолько защищёной машиной, насколько это только возможно. Огневая мощь также была поставлена во главу угла: на танке была установлена мощная нарезная 120-мм пушка; пушек с большим калибром на танках других западных стран в то время не было. Мощное бронирование было достигнуто, конечно же, за счёт ограничения маневренности танка. Недостаточная маневренность являлась также следствием ограниченных возможностей двигателя L60, установленного на танке; это явилось самым существенным недостатком новой машины. Двигатель, выбранный для установки был многотопливным и при установке дал меньшую мощность, чем ожидалось. Изменения, внесённые в конструкцию двигателя всё равно не смогли увеличить мощность до требуемой величины.
Модификации
Мк1-учебный танк.
Мк2-первый серийный образец.
Мк3-новые инфракрасные приборы и двигатель (750л.с.),а также командирская башенка.
Мк5-установка лазерного целеуказателя и баллистического вычислителя.
Мк6,Мк7,Мк8-ранние модели доведённые до уровня Мк5.
Чифтен-900-опытный образец.
Эксплуатация и боевое применение
Ближнего Востока. В отличие от его предшественника, танка «Центурион», «Чифтен» не был принят на вооружение другими государствами блока НАТО, и Содружества наций.
«Чифтен» зарекомендовал себя как удачно скомпонованный и надёжный в бою танк. Ещё одно важное его преимущество заключалось в том, что танк обладал достаточным техническим заделом, позволяющим не только постоянно модернизировать его путём установки новых технических компонентов, но и подстраивать машину под требования местных театров военных действий. Танки «Чифтен» постоянно модернизировались до начала 90-х годов, когда им на замену пришли танки «Челленджер», конструкция которых во многом была создана под влиянием дизайна «Чифтена». Последняя версия танка, использовавшаяся британской армией вплоть до 1995г включала в себя новую броню «стиллбрю», улучшенную систему контроля за огнём и термическую систему наблюдения у наводчика.
Танки «Чифтен» поставлялись по меньшей мере в шесть стран, в их числе Иран, Кувейт, Оман и Иордания.
В 60-х годах было также достигнуто соглашение о продаже серии машин Израилю, но после Шестидневной войны, в 1969г оно было отменено. Самая большая партия машин была продана в Иран: перед революцией 1979г туда поступило около 1000 машин модификации Mk5(P). События 1979г прекратили дальнейшие поставки. Основным военным конфликтом, в котором применялись «Чифтены», стала ирано-иракская война, длившаяся с 1980 по 1988г.
Chieftain Mk.1 Классификация основной боевой танк Боевая масса, т 51 Компоновочная схема классическая Экипаж, чел. 4 История Годы производства 1965—1983 Годы эксплуатации с 1966 Количество выпущенных, шт. 2265 Основные операторы Размеры Длина с пушкой вперёд, мм 10800 Ширина корпуса, мм 3500 Высота, мм 2640 Клиренс, мм 510 Бронирование Тип брони стальная литая и катаная Лоб корпуса (верх), мм/град. 35 / 82° Лоб корпуса (середина), мм/град. 85 / 72° Лоб корпуса (низ), мм/град. 76 / 45° Борт корпуса (верх), мм/град. 50 / 30° Борт корпуса (низ), мм/град. 38 / 10° + 13 / 0° Корма корпуса (верх), мм/град. 35 / 6° Корма корпуса (низ), мм/град. 25 / 62° Днище, мм 16 Крыша корпуса, мм 20—35 Лоб башни, мм/град. 125…140 / 60° Борт башни, мм/град. 120…196 / 25—35° Корма башни, мм/град. 35 Крыша башни, мм 25—45 / 80—90° Вооружение Калибр и марка пушки 120-мм L11A5 Тип пушки нарезная Длина ствола, калибров 55 Боекомплект пушки 64 Пулемёты 1 × 12,7-мм L21A1, 1 × 7,62-мм L8A1, 1 × 7,62-мм L37A1 Подвижность Тип двигателя вертикально-оппозитный 6-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 585 Скорость по шоссе, км/ч 48 Скорость по пересечённой местности, км/ч 30 Запас хода по шоссе, км 300 Удельная мощность, л. с./т 11,5 Тип подвески тип Хорстман Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стенка, м 0,9 Преодолеваемый ров, м 3,15 Преодолеваемый брод, м 1 (4,5 с ОПВТ)
|