А-20 — советский лёгкий колёсно-гусеничный танк. Единственный опытный образец был показан в сентябре 1939 года вместе с А-32 на полигоне в Кубинке руководству НКО и членам правительства. После чего предпочтение было отдано А-32, который пошёл в серию под обозначением Т-34. История создания
В сентябре 1938 года по итогам рассмотрения макета танка БТ-20 комиссией АБТУ РККА под председательством Я.Л. Сквировского было принято решение об изготовлении трёх танков (один колёсно-гусеничный и два гусеничных) и одного бронекорпуса для испытаний обстрелом (впоследствии А-32). Таким образом, дальнейшая работа в КБ-24 над проектом гусенично-колёсного танка БТ-20 была прекращена, а все усилия конструкторов были направлены на разработку двух новых танков — А-20 и А-32.
Ведущий инженер — А. А. Морозов, главный конструктор — М. И. Кошкин.
К началу 1939 года КБ-24 выполнило рабочие чертежи по А-20 и начало проектирование А-20Г (Г — гусеничный), которому впоследствии было присвоено обозначение — танк А-32. В феврале на очередном заседании Комитета Обороны было принято решение об изготовлении опытных образцов обоих танков и выделении на это средств.
При этом по одной из версий военные, желавшие получить «кавалерийский» танк, настаивали на постройке только колёсно-гусеничного А-20, и лишь настойчивость руководителя КБ-24 М. И. Кошкина убедила комиссию в необходимости и возможности постройки обоих танков. По другой версии, требование о постройке только А-20 основывалось на том, что в жёсткие сроки, конструкторы могут не справиться с постройкой двух машин, а средства и время будут потрачены напрасно.
Тем не менее, в мае 1939 года оба танка были изготовлены и начались их ходовые испытания. По результатам испытаний А-20 показал несколько лучшую подвижность при движении на колёсах, но уступил А-32 в проходимости, кроме того возможности ходовой части А-20 не позволяли усилить бронезащиту и вооружение, тогда как на А-32 уже стояла 76-мм пушка Л-10, а толщина брони была больше на 5—10 мм и было возможно её дальнейшее увеличение.
В сентябре 1939 года после показа А-20 и А-32 на полигоне в Кубинке руководству НКО и членам правительства было принято решение об увеличении толщины брони А-32 до 45 мм, после чего начались ходовые испытания танка А-32, догруженного балластом (при этом на танке была установлена башня от А-20 с 45-мм пушкой). 19 декабря на заседании комитета обороны, по результатам испытаний А-32, было принято постановление № 443, которое предписывало: КОМИТЕТ ОБОРОНЫ при СНК Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ: Принять на вооружение РККА: … Танк Т-32 — гусеничный, с дизель-мотором В-2, изготовленный заводом № 183 Наркомсреднемашпрома, со следующими изменениями: а) увеличить толщину основных бронелистов до 45 мм; б) улучшить обзорность из танка; в) установить на танк Т-32 следующее вооружение: 1) пушку Ф-32 калибра 76 мм, спаренную с пулемётом калибра 7,62 мм; 2) отдельный пулемёт у радиста — калибра 7,62 мм; 3) отдельный пулемёт калибра 7,62 мм; 4) зенитный пулемёт калибра 7,62 мм. Присвоить указанному танку название Т-34.
К марту 1940 года ХПЗ должен был построить два танка и закончить их заводские испытания, общий план выпуска на 1940 год устанавливался в 200 машин, с 1942 СТЗ и ХПЗ должны были полностью перейти на выпуск Т-34 с планом 2000 танков в год. Описание конструкции
Броневая защита А-20 была противопульной и защищала экипаж от 12,7-мм пуль крупнокалиберного пулемёта. Конструкция корпуса разработана М.И.Таршиновым. А-20 Классификация легкий танк Боевая масса, т 18,0 Компоновочная схема классическая Экипаж, чел. 4 История Годы производства 1939 Количество выпущенных, шт. 1 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 5660 Ширина корпуса, мм 2550 Высота, мм 2411 Клиренс, мм 428 Бронирование Тип брони стальная катаная поверхностно закалённая Лоб корпуса, мм/град. 25 / 57° Борт корпуса, мм/град. 25 / 0° Корма корпуса (верх), мм/град. 16 / 47° Корма корпуса (низ), мм/град. 16 / 45° Днище, мм 10 Крыша корпуса, мм 10 Борт башни, мм/град. 25 / 25° Вооружение Калибр и марка пушки 45-мм Тип пушки нарезная Боекомплект пушки 152 Прицелы телескопический и перископический Пулемёты 2 × 7,62-мм х ДТ Подвижность Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском В-2 Мощность двигателя, л. с. 500 Скорость по шоссе, км/ч 80 Запас хода по шоссе, км 400 Запас хода по пересечённой местности, км 350 Тип подвески подвеска Кристи Удельное давление на грунт, кг/см² 0,6—0,61 Преодолеваемый подъём, град. 39 Преодолеваемый брод, м 1,5
|