С принятием в начале 50-х на вооружение среднего танка М48 в США начались работы по разработке его будущей замены. В сентябре 1954-го из многочисленных предложенных проектов для дальнейшей работы были отобраны два образца: среднепушечный, 5 катковый, с 90-мм пушкой, получивший обозначение Т95 и тяжелопушечный, шестикатковый с 105-мм пушкой, получивший обозначение Т96. Пушки обоих танков были гладкоствольными с оперенными бронебойными подкалиберными снарядами и установлены на безоткатных установках. Из-за высокой степени унификации, в ноябре 1956-го было решено объединить оба проекта и изготовить 9 танков: 4 оригинальных Т95, 1 Т95 с 90-мм пушкой на откатной установке, получивший обозначение Т95Е1 и 4 танка, совмещающие 5 катковое шасси Т95 с башней и вооружением танка Т96, получивший позднее обозначение Т95Е4.
Так как башни Т96 не были готовы (в конце концов, они так и не были воплощены в металле), было решено временно оснастить 2 танка башнями от серийного танка М48А2 с нарезной 90-мм пушкой М41 (получил обозначение Т95Е2) и еще 2 башней зкспериментального танка Т54Е2 с нарезной 105-мм пушкой Т140.
Первым был изготовлен вариант Т95Е2 в мае 1957-го, Т95Е3 был произведен в июле того же года, а первый оригинальный Т95 был готов в феврале 1958-го.
Описание конструкции
Танк T95 спроектирован по традиционной компоновочной схеме с отделением управления в передней части машины, боевым отделением в средней части и моторно-трансмиссионным в кормовой. Экипаж состоит из командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя.
Рабочее место механика-водителя располагается в отделении управления строго по продольной оси корпуса. Над креслом механика-водителя, в верхнем бронелисте, имеется люк со сдвижной крышкой. В положении «по-боевому» обзор местности осуществляется с помощью трех перископических наблюдательных приборов, средний из которых взаимозаменяем с ночным инфракрасным прибором Т161. По обеим сторонам от кресла механика-водителя находится боеукладка.
Броневой корпус и башня
Корпус танка сварной, передняя его секция (нос; борта и крыша до МТО) представляла собой массивную фасонную отливку. Верхняя часть носа корпуса имеет толщину 95 мм и угол наклона к вертикали 65°; толщина крыши и днища корпуса в районе отделения управления — 51 и 19 мм соответственно, в районе боевого отделения и МТО уменьшена до 25 и 13 мм соответственно. Толщина бортов варьируется от 102 мм впереди до 32 мм в районе МТО.
Литая башня установлена на погоне диаметром 85 дюймов (аналогично М48). Толщина лобовой части - 178 мм, бортов - 78 мм. Башня имеет вытянутую по сравнению с М48 форму, размер маски сокращен, а толщина ее значительно увеличена (до 381 мм). Место наводчика находится справа от пушки в передней части башни, командир находится прямо за ним, а заряжающий в левой части башни. Командир оснащен башенкой Т6 с установленным в ней 12,7 мм пулеметом М2, для стрельбы из которого используется перископический прицел М28, установленный на крыше башенки. Для кругового обзора в башенке имеются 5 триплексов. В нише башни находится боеукладка для снарядов первой очереди.
Вооружение
Т95 и Т95Е1 оснащены 90-мм гладкоствольной пушкой Т208. Орудие Т95 было размещено на безоткатной установке (т.е. без тормоза отката и накатника) и стабилизировано в двух плоскостях. Орудие Т95Е1 было оснащено противооткатными устройствами, однако лишено стабилизации. Оперенный бронебойный подкалиберный снаряд Т320 с волфрамовым сердечником диаметром 40 мм имел начальную скорость 1520 м/с и пробивал плиту толщиной 127 мм, установленную под углом 60° на расстоянии 2000 ярдов. Боекомплект 50 снарядов.
Т95Е2 сохранил вооружение серийного танка М48А2 - 90-мм нарезную пушку М41. Н/с снаряда - 915 м/с, бронепробиваемость 74 мм под углом 60° на расстоянии 2000 ярдов. Боекомплект 64 снаряда.
Т95Е3 был вооружен 105-мм нарезной пушкой Т140. Н/с снаряда - 1079 м/с, бронепробиваемость 122 мм под углом 60° на расстоянии 2000 ярдов. Боекомплект 39 снарядов.
Т95Е4 планировали оснастить гладкоствольной пушкой Т210. Для обеспечения заряжения длинного (122 см) унитарного снаряда пушку вынесли вперед, что лишило ее возможности стабилизации. Н/с снаряда - 1740 м/с, бронепробиваемость 152 мм под углом 60° на расстоянии 2000 ярдов. Боекомплект 40 снарядов.
С появлением 120 мм нарезной пушки Т123 (облегченное орудие с баллистикой пушки М58 установленной на тяжелом танке М103), было решено установить ее на двух из четырех планировавшихся танков Т95Е4. Этот вариант получил обозначение Т95Е6. Пушка имела раздельное заряжание. Н/с снаряда - 1070 м/с, бронепробиваемость 122 мм под углом 60° на расстоянии 2000 ярдов.
СУО
Т95Е2 и Т95Е3 были оснащены СУО, аналогичной СУО М48А2, со стереоскопическим дальномером и механическим баллистическим вычислителем. На Т95 была установлена СУО, включающая в себя оптический дальномер "Оптар" Т53 (для определения расстояния использовались импульсы света), сопряженный с электронным баллистическим вычислителем Т37, перископический прицел наводчика Т44 и баллистический привод Т50. На Т95Е1 использовались упрощенные прицельные приспособления- дальномер и баллистический вычислитель были исключены.
Силовая установка
Согласно первоначальному предложению, танки Т95 и Т96 должны были быть оснащены X-образным 12 цилиндровым дизелем мощностью 750 л.с.Однако так как этот двигатель находился лишь в ранней степени разработки, было решено временно оснастить танки 4-х тактным 8 цилиндровым бензиновым двигателем AOI-1195. Двигатель разместили поперечно и соединили с четырехскоростной трансмиссией XTG-410. Три бака общей вместимостью 780 л были установлены в отсеке МТО.
Несмотря на повышенную экономичность по сравнению с двигателем М48А2, бензиновый двигатель обеспечивал неудовлетворительный запас хода. В то же время, разработка X-образного дизеля завершилась неудачно, поэтому в середине 1958-го начали рассматривать другие варианты. В качестве временной меры решили использовать модифицированный вариант гражданского 12 цилиндрового двухтактного V-образного дизеля водяного охлаждения GM 12V71T, мощностью 570 л.с.
Был заключен контракт с фирмой Континенталь на разработку танкового дизеля с воздушным охлаждением AVDS-1100 и с фирмой Катерпиллар на разработку дизеля с водяным охлаждением LVDS-1100. Оба двигателя были четырехтактными V-образными, с предполагаемой мощностью 550 л.с. Однако испытания танков с тремя новыми силовыми установками начались уже после закрытия программы Т95.
Ходовая часть
Пятиопорная с двойными катками большого диаметра без поддерживающих роликов. Подвеска торсионная. На переднем и заднем катках с каждой стороны установлены гидравлические амортизаторы. На части танков были применены облегченные ажурные опорные катки. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами. Ширина траков - 533 мм или 610 мм, количество траков в гусенице - 80, длина опорной поверхности - 4,2 м. Закрытие проекта
В ходе разработки танка Т95 стало ясно, что он не будет иметь существенного превосходства над М48А2. Неудачей завершилась разработка X-образного двигателя, оптического дальномера, точность гладкоствольного орудия продолжала оставаться неудовлетворительной. Все это привело к закрытию проекта 7-го июля 1960-го. В то же время работы над башней Т95Е7 были продолжены, что привело к созданию довольно удачной башни танка М60А1.
Классификация средний танк Боевая масса, т 38,2 Компоновочная схема классическая Экипаж, чел. 4 История Количество выпущенных, шт. 9 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 6998 Длина с пушкой вперёд, мм 10183 Ширина корпуса, мм 3150 Высота, мм 2845 Клиренс, мм 430 Бронирование Тип брони катаная и литая стальная гомогенная Лоб корпуса (верх), мм/град. 95 / 65° Лоб корпуса (низ), мм/град. 76—127 / 45° Борт корпуса, мм/град. 32—102 / 0° Корма корпуса (верх), мм/град. 19 / 20° Корма корпуса (низ), мм/град. 25 / 0° Днище, мм 13—19 Крыша корпуса, мм 25—51 / 80—90° Лоб башни, мм/град. 178 / 60° Маска орудия, мм/град. 381 Борт башни, мм/град. 76 / 45° Корма башни, мм/град. 51 / 0° Крыша башни, мм 38—51 / 80—90° Вооружение Калибр и марка пушки 90-мм T208 Тип пушки гладкоствольная Длина ствола, калибров 73,35 Боекомплект пушки 50 Углы ВН, град. —10…+20 Прицелы телескопические T183, T171E1, перископический T50, оптический дальномер T53, баллистические вычислители T50 и T37, приборы ночного видения Пулемёты 1 × 12,7-мм M2HB, 1 × 7,62-мм M37 Подвижность Тип двигателя горизонтально-оппозитный 8-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 460 Скорость по шоссе, км/ч 56 Запас хода по шоссе, км 230 Удельная мощность, л. с./т 10,9 Тип подвески индивидуальная торсионная Удельное давление на грунт, кг/см² 0,85 Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стенка, м 0,9 Преодолеваемый ров, м 2,59 Преодолеваемый брод, м 1,2
|