Танк «На испуг» (НИ-1) — эрзац-танк (бронетрактор), выпускавшийся во времена обороны Одессы в 1941 году и представляющий собой обычный артиллерийский тягач, обшитый листами брони, с установленным лёгким стрелковым или пушечным вооружением. Подобные машины также выпускались рядом других тракторных заводов в попытке хоть как-то смягчить нехватку танков на этом направлении. История появления НИ-1 (схема): 1 — корпус, 2 — боковые части корпуса, 3 — моторный отсек, 4 — башня, 5 — грязевые щитки, 6 — бронещиток ходовой части, 7 — маска пулемёта, 8 — пулемёт ДШК, 9 — монтажный рым, 10 — инструментальный ящик, 11 — выхлопная труба, 12 — боковые консоли рамы, 13 — передний лист рамы, 14 — буксировочный крюк, 15 — натяжное колесо, 16 — поддерживающий ролик, 17 — ведущее колесо, 18 — каток каретки, 19 — пулемёт ДТ
Во время обороны Одессы в 1941 году защитники города испытывали огромную потребность в бронетехнике. Главный инженер Одесского машиностроительного завода им. Январского восстания П. К. Романов предложил обшить имеющиеся трактора СТЗ-5 бронёй. Первые две машины были готовы 20 августа; их бронекорпуса были изготовлены на заводе имени Октябрьской революции. В условиях дефицита броневой стали была использована комбинированная броня из двух разнесённых стальных листов, между которыми были проложены доски. По воспоминаниям секретаря Ленинского райкома партии Н. Г. Луценко, с 20 августа по 15 октября таким образом было переоборудовано 55 тракторов. Вооружались машины лёгкими пушками или пулемётами во вращающихся башнях, причем использовались как башни от подбитых танков, так и самодельные конструкции. Как правило, вооружение танка составляли два 7,62-мм пулемёта ДТ.
В ночь на 20 сентября 1941 года 20 танков были использованы в бою против румынских частей, осаждавших город, при этом особая ставка была сделана на психологический эффект применения танков. Танки с включёнными фарами и сиренами двинулись на румынские траншеи без артиллерийской поддержки. Противник был обращен в бегство. После этого боя за танками закрепилось название «НИ-1», что расшифровывалось как «На испуг».
Подобное название объясняется ещё и тем, что за неимением орудий большого калибра стволы легких пушек наращивались для придания танкам более «серьёзного» вида, а иногда на танки попросту устанавливались муляжи орудий. Кроме того, по воспоминаниям ветеранов, при движении танк издавал ужасающий грохот.
Схожие машины
По имеющимся данным, осенью 1941 года от 50 до 60 бронетракторов было выпущено Харьковским тракторным заводом. После кратковременных сравнительных испытаний в качестве базы для танка был избран трактор СТЗ-3. При бронировании шасси трактора было усилено, а для более плавного хода на него установили обрезиненные катки и мелкозвенчатую гусеницу с транспортного трактора СТЗ-5. Толщина брони составляла 10-25 мм. В броневой рубке, смонтированной на месте кабины водителя, устанавливалась 45 мм танковая пушка с ограниченными углами обстрела. Для обороны в ближнем бою внутри перевозился пулемёт Дегтярёва (ДТ или ДП). При постановке на серийное производство на ХПЗ эта машина получила индекс ХТЗ-16. Точных данных о боевом использовании этих машин нет, но есть все основания полагать, что они использовались при обороне Харькова осенью 1941 года.
Кроме того, имеются обрывочные сведения о состоявшем на вооружении Украинской повстанческой армии импровизированном танке. Танк был собран в 1943 году в районе Ковеля — в подконтрольной УПА военной мастерской трактор был обшит сталью и оснащен двумя пулеметами. Танк использовался в боях с польской Армией крайовой. По другой версии, бронемашина была сконструирована из корпуса танка Т-26, установленного на шасси трактора СТЗ-5; нельзя исключить вероятности существования двух разных повстанческих эрзац-танков.
Также известно об участии импровизированных бронированных машин при обороне Моонзундских островов. Так, в целях усиления огневой обороны, защитники островов по собственной инициативе построили из тракторов 4 танка, вооружённых пулемётами.
Сохранившиеся экземпляры
Ряд бронетракторов, изготовленных различными советскими предприятиями в годы Великой Отечественной войны, сохранились до наших дней, однако точно идентифицировать их и определить их конкретную принадлежность весьма затруднительно.
В частности, три бронетрактора имеются в Одессе. Один из них установлен на Мемориале героической обороны Одессы, а второй — на углу улиц Разумовской и Мясоедовской. Вместе с тем, есть основания полагать, что эти бронетрактора представляют собой лишь позднейшие макеты, изготовленные специально для экспозиции и не имеющие отношения к танку НИ-1.
Кроме того, известно о сохранности по меньшей мере двух бронетракторов за пределами Одессы. Один из них находится в бронетанковом музее в Кубинке, хотя по каким-то причинам в экспозицию он не включен и стоит позади ангаров. Хотя данный экспонат позиционируется музеем, как НИ-1 (о чем говорит информационная табличка перед ним), в реальности выявить предназначение и принадлежность этой машины довольно трудно. Вероятнее всего, машина представляла собой учебный танк с макетированной башней и вооружением либо дезинформационный макет, и также не имеет отношения к танкам НИ.
Единственный на ходу бронетрактор НИ-1 используется в Днепропетровске для масштабных пейнтбол-игр.
Также бронетрактор можно увидеть в военном музее города Киева, однако этот экземпляр, вероятнее всего, представляет собой один из эрзац-танков, изготовленных на ХТЗ во время обороны Харькова. Классификация бронетрактор Боевая масса, т ~ 7 т. Компоновочная схема с передним расположением двигателя Экипаж, чел. 2-3 История Годы производства 1941 Годы эксплуатации 1941 Количество выпущенных, шт. порядка 60 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм ~ 4200 Ширина корпуса, мм ~ 1900 Высота, мм ~ 2400 Бронирование Тип брони стальная катаная Лоб корпуса, мм/град. 10-20 мм Борт корпуса, мм/град. 10-20 мм Корма корпуса, мм/град. 10 мм Днище, мм 10 мм Крыша корпуса, мм 10 мм Лоб башни, мм/град. 20 мм Борт башни, мм/град. 20 мм Корма башни, мм/град. 20 мм Крыша башни, мм 10 мм Вооружение Калибр и марка пушки легкое орудие калибра 37-45 мм (на ряде машин). Пулемёты 1-2 × 7,62-мм ДТ Подвижность Тип двигателя четырехцилиндровый карбюраторный 1МА, многотопливный Мощность двигателя, л. с. 52-56 Скорость по шоссе, км/ч ~ 20 Запас хода по шоссе, км 140 Удельное давление на грунт, кг/см² 0,64 Преодолеваемый подъём, град. 40 (по твердому грунту)
|