Во второй половине 1950-х годов в Советском Союзе были развёрнуты работы по созданию нового среднего танка Т-54 и Т-55. Работы велись в нескольких конструкторских бюро, одним из которых было конструкторское бюро Харьковского завода имени Малышева. В бюро была поставлена задача разработать принципиально новый танк, результатом разработок стал средний танк «Объект 430». Параллельно разработка по пути модернизации велась в конструкторском бюро Завода №183, в результате которой были созданы средние танки «Объект 166» и «Объект 167». Однако ни один из разработанных танков не давал существенного отрыва по тактико-техническим характеристикам по сравнению с Т-54/55. После анализа сложившейся ситуации было принято решение по форсированию разработки и постановки на серийное производство среднего танка «Объект 166», кроме того Заводу им. Малышева совместно с научно-исследовательскими институтами СССР была поручена разработка нового танка, который бы обеспечивал существенное преимущество над зарубежными танками. В 1960 году Министерством обороны СССР были выданы тактико-технические требования, а 17 февраля 1961 года выпущено постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР №141-58 на разработку нового танка.
К середине 1961 года были завершёны этапы технического и эскизного проектов нового танка получившего обозначение «Объект 432». По проекту танк обладал высочайшим уровнем защиты, отличными манёвренными качествами и мощным вооружением. По завершении этапа эскизного проекта начался этап выпуска конструкторской документации и изготовления опытных образцов. Большинство узлов машины применялось впервые.
В качестве ходового макета для отработки ходовой части машины был изготовлен видоизменённый Т-55 с катками малого диаметра, а также гусеницами с резино-металлическими шарнирами. Конструкция нового танка коренным образом отличалась от конструкции ранее разработанного «Объекта 430», использование «Объекта 430» в качестве ходового макета было признано не рациональным, так как объём переделок и доработок был ещё большим, чем на Т-55. В общей сложности пробег ходового макета составил 900 км, после чего в середине 1961 года ходовые испытания были остановлены. Причиной стали усталостные разрушения резино-металлических шарниров, вызванные циклическими нагрузками во время перекатывания опорных катков машины по гусеницам. Впоследствии дефект был устранён подбором более усталопрочного материала.
Первый образец шасси танка «Объект 432». Шасси было догружено до заданной массы, после чего машина подверглась ходовым испытаниям. Пробег составил 500 км. В результате испытаний был выявлен ряд дефектов, таких как поломки деталей при пробеге на максимальной скорости, а также тепловое разрушение внутренних амортизаторов катков. В течение 1962—1963 годов Заводом №75 были изготовлены 6 опытных машин. Образцы прошли приёмо-сдаточные и предварительные испытания в ходе которых обнаружились дефекты и недоработки большинства узлов и агрегатов ходовой части, двигателя, механизма заряжания и других подсистем танка. Из-за ряда дефектов ряд тактико-технических требований машиной выполнен не был. После отработки конструкции и устранения замечаний «Объект 432» был отправлен на государственные испытания, однако испытания были провалены и танк не был принят на вооружение.
Несмотря на неудачу на государственных испытаниях «Объекта 432», Министерству обороны всё ещё требовалось перевооружение армии новыми танками. Анализ результатов работы по танку «Объект 432» выявил невозможность создания новой машины с использованием старых технологий, поэтому все усилия были направлены на создание новых производственных мощностей, строительство цехов, способных изготавливать наиболее сложные узлы машины, кроме того к работе были подключены ведущие научно-исследовательские институты танкостроительной отрасли. В 1963 году была начата работа по дальнейшему совершенствованию конструкции «Объекта 432» и повышению его характеристик путём установки 125-мм гладкоствольной пушки, машина получила обозначение «Объект 434».
Серийное производство
Несмотря на то, что «Объект 432» на вооружение принят не был в 1964 году было принято решение об организации на Заводе №75 серийного производства машины по документации с литерой «О» (литера главного конструктора). Изготовленные машины направлялись в войска на ускоренную эксплуатацию, где выявлялись дефекты, по которым конструкция танка продолжала совершенствоваться. К 1965 году большинство дефектов было устранено и серийные машины подверглись различным испытаниям, после которых в октябре 1966 года танк был предъявлен на повторные государственные испытания. По результатам испытаний «Объект 432» был рекомендован к принятию на вооружение. 30 декабря 1966 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР №982-321 «Объект 432» был принят на вооружение под обозначением Т-64.График серийного выпуска Т-64
Броневой корпус и башня
Корпус танка Т-64 сварной из броневых листов. Лобовая часть корпуса выполнена из комбинированной брони. Снаружи расположен броневой лист толщиной 80-мм, на внутренней стороне корпуса установлен 20-мм лист. Между листами имеется прослойка из стеклопластика, толщиной 105-мм. Башня машины выполнена литой, лобовая часть и борта в секторе 35° также имеют комбинированную броню, состоящую из алюминиевого наполнителя. Толщина брони от 600 до 675 мм. Корпус машины ослабляет внутри машины действие проникающей радиации в 16, а заражённой местности в 18 раз.
Вооружение
В качестве основного вооружения использовалась 115-мм гладкоствольная пушка Д-68 (индекс ГРАУ — 2А21) раздельно гильзового заряжания. Возимый боекомплект составлял 40 выстрелов. Дополнительно с пушкой был спарен курсовой 7,62-мм пулемёт ПКТ. Боекомплект пулемёта составлял 2000 патронов.
Средства связи и наблюдения
Для прицеливания использовался монокулярный танковый прицел-дальномер ТПД-43Б. Прицел имел независимую стабилизацию поля зрения по вертикали. Дополнительно на танк устанавливался ночной прицел ТПН-1-432.
Внешняя связь машины поддерживалась радиостанцией Р-123.
Двигатель и трансмиссия
В качестве силовой установки использовался двухтактный дизельный двигатель 5ТДФ. Мощность двигателя составляла 700 л.с. Трансмиссия имела две бортовые коробки передач, в которых имелись фрикционные элементы. Двигатель с трансмиссией и элементами их обслуживания были размещены в моторно-трансмиссионном отделении, имевшем объём всего 2,4 м³.
Ходовая часть
В ходовой части Т-64 использовалось по 6 двухбандажных опорных катков с каждой стороны. Диаметр каждого катка составлял 550 мм. Катки располагались на индивидуальных подвесках и имели внутреннюю амортизацию. На 1, 2 и 6 катках были расположены гидравлические телескопические амортизаторы. Кроме опорных катков имелось по 4 однобандажных поддерживающих катка, имевших также внутреннюю амортизацию. По продольной оси танка были установлены центральные опоры, в которых были соосно закреплены укороченные торсионные валы. В задней части машины были установлены ведущие колёса, приводившие в движение гусеницы с резино-металлическими шарнирами параллельного типа. В передней части гусеничного движителя располагались монолитные направляющие колёса с механизмом натяжения гусениц Классификация Средний танк Боевая масса, т 36 Экипаж, чел. 3 История Производитель Годы разработки с 1960 по 1967 Годы производства с 1962 по 1968 Годы эксплуатации с 1964 Количество выпущенных, шт. 1198 Основные операторы Размеры Длина корпуса, мм 6428 Длина с пушкой вперёд, мм 8948 Ширина корпуса, мм 3415 Высота, мм 2154 База, мм 4008 Колея, мм 2370 Клиренс, мм 456 Бронирование Тип брони комбинированная противоснарядная Лоб корпуса (верх), мм/град. 80+105+20/68° Лоб башни, мм/град. 600..675/10..50° Вооружение Калибр и марка пушки 115-мм 2А21 Тип пушки гладкоствольная пушка Боекомплект пушки 40 Углы ВН, град. -6..+14 Углы ГН, град. 360 Дальность стрельбы, км до 4 Прицелы ТПД-43Б, ТПН-1-432 Пулемёты 1 x 7,62-мм ПКТ Подвижность Тип двигателя 5ТДФ
Мощность двигателя, л. с. 700 Скорость по шоссе, км/ч 65 Скорость по пересечённой местности, км/ч 30..40 Запас хода по шоссе, км 550..650 Запас хода по пересечённой местности, км 250..370 Удельная мощность, л. с./т 19,1 Тип подвески индивидуальная торсионная Удельное давление на грунт, кг/см² 0,815 Преодолеваемый подъём, град. 30 Преодолеваемая стенка, м 0,8 Преодолеваемый ров, м 2,85 Преодолеваемый брод, м 1,8 (5 с ОПВТ)
|